Турецкие разработчики утверждают, что их машина имеет два двигателя и, соответственно, большую дальность полета чем у F-35. Однако по словам экспертов, — это не очевидное преимущество.
В 2028 году Турция должна иметь на вооружении 20 истребителей 5-го поколения KAAN, созданных в рамках программы TF-X. Предполагается, что эти самолеты будут лучше F-35, учитывая технические характеристики двух самолетов. О том, почему к такому выводу пришли некоторые специалисты рассказали обозреватели Defence 24.
Представитель Turkish Aerospace Industries Темель Котил, в частности, утверждает, что турецкие KAAN лучше американских коллег за счет того, что у них будет два двигателя вместо одного и более высокая полезная нагрузка — до 10 тонн.
"F-35 несет шесть тонн вооружения, а этот — 10 тонн. У него два двигателя по сравнению с однодвигательным F-35. Два двигателя означают больше энергии и более дальнобойные радары", — сказал Котил.
Технические и финансовые аспекты
Однако авторы публикации поправили Котила, уточнив, что F-35 несет не шесть, а восемь тонн полезной нагрузки. А что касается количество двигателей, то конечно же KAAN потенциально может иметь большую дальность полета, но стоимость истребителя с двумя двигателями при этом гораздо выше.
"Похоже, что турки выбрали двухдвигательную схему не для того, чтобы создать мощный самолет, а потому, что у них нет доступа к таким передовым технологиям, чтобы создать однодвигательную машину с желаемыми характеристиками", — отметили обозреватели.
Точнее, на сегодняшний день самым мощным военным реактивным двигателем является Pratt & Whitney F135-PW-100, установленный на F-35A, который имеет тягу 191 кН с форсажем. Но программы TF-X, в рамках которой создавали KAAN претерпела значительные изменения, поэтому получилась не совсем та машина, которая предполагалась изначально.
Причина в том, подчеркивают аналитики, что Анкара была исключена из программы F-35, в результате чего ей потребовалось более самостоятельное, всеобъемлющее решение. Иными словами нужен был самолет, который будет многоцелевым, а не специализироваться только на завоевании превосходства в воздухе.
Выводы
Таким образом TF-X представляет собой амбициозный и перспективный проект для Турции, однако его успешность будет зависеть от множества факторов, включая разработку собственных двигателей, международное сотрудничество и финансовую поддержку. Что же касается сравнений с F-35, то текущее состояние истребителя KAAN, уже прошедшего наземные испытания и совершающего полеты, внушает оптимизм, однако финансовые и рыночные вызовы остаются значительными.