Самолет разрабатывался для ударов по России, но воевал во время Фолклендской войны. Имел ограниченное применение, но обрел новую жизнь в НАТО благодаря универсальности.
Вскоре после окончания Второй мировой войны Великобритания представила бомбардировщик Avro Vulcan, ставший ключевым компонентом ее сил ядерного сдерживания во времена Холодной войны.
Фокус перевел статью об истории бомбардировщика Abro Vulcan.
- Первый прототип Vulcan, спроектированный компанией Avro и имевший характерное дельтавидное крыло, поднялся в воздух в 1952 году. Поступив на вооружение в 1956 году, он обладал передовыми возможностями уклонения от радаров и изначально был предназначен для несения ядерного оружия.
- Vulcan прославился во время Фолклендской войны 1982 года, выполняя задания по дальним бомбардировкам.
- Несмотря на ограниченное применение в Холодной войне, он начал новую жизнь в НАТО благодаря своей универсальности и оказал влияние на конструкции будущих самолетов.
Avro Vulcan: сдерживающий фактор Холодной войны и герой Фолклендов
США и СССР были не единственными странами, которые уделяли приоритетное внимание новому передовому вооружению во время Холодной войны. Находясь ближе, чем США, к Советскому Союзу, Великобритания также наращивала свой воздушный арсенал.
Великобритания представила свой бомбардировщик Avro Vulcan всего через несколько дней после окончания Второй мировой войны. Этот реактивный бесхвостый самолет с дельтавидным крылом стал ядерным бомбардировщиком Великобритании во время Холодной войны. Помимо того, что Vulcan служил средством сдерживания Советов, впоследствии он совершил самый продолжительный в истории бомбардировочный вылет во время Фолклендской войны 1982 года.
История бомбардировщика Vulcan
Британский самолет Vulcan был разработан в рамках программы по созданию атомного оружия. В середине 1940-х годов власти разрешили исследования и разработку атомного оружия, в частности, такого, которое могло быть сброшено с высоты до 15 км. В итоге для создания бомбардировщика, способного применять такое оружие, выбрали компанию Avro.
Главный конструктор компании Рой Чедвик представил нетипичную конструкцию, основанную на концепции дельтавидного крыла. Чтобы получить необходимые технические данные для этой радикально новой конструкции, был создан не один прототип Vulcan. В итоге выбрали один из этих "мини-Вулканов", Type 698 VX770.
Этот бомбардировщик совершил свой первый полет в 1952 году на двигателях Avon, так как педназначенные для него двигатели Bristol Olympus были еще не готовы к эксплуатации. В том же году прототип предстал перед зрителями авиашоу, во время которого бомбардировщик продемонстрировал почти вертикальный крен.
В 1953 году в небо поднялся второй прототип Vulcan. Вскоре VX777 был дооборудован двигателями Olympus 101 и продолжил испытания. Однако склонность бомбардировщика к неконтролируемому пикированию в полете сделала его сложным для эксплуатации. Чтобы устранить этот недостаток, пришлось переделать крылья, а для предотвращения неконтролируемого пикирования был установлен автомат балансировки по числу М. Позже 698 был переименован в Vulcan по решению Авиационного совета.
Когда Vulcan официально поступил на вооружение в 1956 году, для его эксплуатации требовался экипаж из пяти человек. На момент первого полета Vulcan имел, пожалуй, самое низкое радиолокационное сечение, а это означало, что его было трудно обнаружить вражеским самолетам.
Фолклендская кампания
Vulcan опережал свое время в плане вооружения. Внутренний отсек бомбардировщика мог нести 21 бомбу по 4,5 тонны каждая при работе в обычном боевом режиме. Кроме того, Vulcan мог нести противорадиолокационные ракеты Shrike, которые использовались во время Фолклендской кампании.
Как подробно описывает компания Avro Vulcan, "в период с 30 апреля по 11 июня Королевские ВВС совершили пять дальних вылетов против Фолклендов, используя "Вулканы", переброшенные на аэродром Вайдэвэйк, расположенный на острове Вознесения в средней Атлантике. Три вылета, получившие кодовое название "Операция "Black Buck, представляли собой обычные бомбардировки взлетно-посадочной полосы аэропорта Порт-Стэнли (чтобы лишить аргентинские истребители возможности использовать ее), а еще два – вылеты с пусками ракет Shrike против радарных установок на островах. Эти рейды стали самыми продолжительными бомбардировками в истории воздушной войны (их рекорд впоследствии побили самолеты B-52 ВВС США во время войны в Персидском заливе в 1990 году), и каждый из них потребовал мощной поддержки со стороны парка танкеров Victor K2 Королевских ВВС. Каждый "Black Buck" совершал полет протяженностью около 13 тыс км туда и обратно и длился до 15 часов".
Хотя во время Холодной войны Vulcan использовался редко, бомбардировщик, безусловно, доказал свою ценность во время Фолклендской кампании. Позже был разработан его улучшенный вариант B2, способный нести ядерную бомбу Blue Steel. Однако после выхода из состава сил ядерного сдерживания в 1970 году Vulcan перешел к роли обычного бомбардировщика для поддержки союзников НАТО в Европе.
Vulcan представляет собой вершину британских авиационных инноваций в эпоху после Второй мировой войны. Вполне возможно, что этот уникальный бомбардировщик повлиял на формы крыльев будущих самолетов.
Об авторе
Майя Карлин – автор статей о национальной безопасности в The National Interest, аналитик Центра политики безопасности и бывший научный сотрудник имени Анны Соболь-Леви в IDC Герцлия в Израиле. Ее статьи публикуются во многих изданиях, включая The National Interest, Jerusalem Post и Times of Israel. Вы можете следить за ней в Twitter: @MayaCarlin.