Болевые точки госзакупок. Рационально ли они расходуют наши деньги
Болевые точки госзакупок. Рационально ли они расходуют наши деньги

Болевые точки госзакупок. Рационально ли они расходуют наши деньги

Болевые точки госзакупок. Рационально ли они расходуют наши деньги

Сколько будет длиться российская агрессия, неизвестно. Но восстанавливать Украину, ее критическую инфраструктуру нужно уже сейчас. Восстановление разрушенного войной — это деньги, большие деньги. И зачастую это деньги доноров. Как они расходуются? Как перекрыть дырки в, казалось бы, отлаженном механизме государственных публичных закупок? Ответы на эти вопросы в течение года искали эксперты Центра экономической стратегии, Института экономических исследований и политических консультаций, а также общественной организации «Технологии прогресса».

На днях была проведена презентация промежуточных результатов реализации проекта «Как расходуют средства на восстановление? Анализ закупок». О ряде выявленных болевых точек при публичных закупках в ходе презентации аналитического брифа высказался старший экономист Центра экономических стратегий Владимир Ланда.

Он в первую очередь отметил чрезмерное количество нормативных актов, регулирующих публичные закупки. Это больше десятка законов и больше десятка подзаконных актов, которые меняются десятки раз.

Кроме того, на основе анализа данных 173 тысяч завершенных закупок в сфере восстановления в 2023 году исследователи обнаружили четыре проблемы, на преодолении которых, по их мнению, должна быть сфокусирована государственная политика. Это — закрытость смет, отсутствие полноценной возможности мониторинга закупок восстановления, чрезмерное количество допороговых закупок, крайне ограниченная конкуренция и неравномерный, сезонно не оправданный темп закупок в течение года.

Теперь немного о терминах, в частности, о допороговых и надпороговых закупках.

К допороговым законодательство относит закупки, ожидаемая стоимость которых не превышает 200 тыс. грн, или 1,5 млн грн в случае закупок ряда работ. В отличие от надпороговых торгов, положение о проведении допороговых закупок не требует двух и более участников. Для обжалования действий заказчика участникам дается только два дня со дня обнародования результатов тендера. Заключая договоры о допороговых суммах, заказчики самостоятельно выбирают, искать исполнителя или поставщика с использованием электронной площадки, в частности Prozorro, или без нее. Законодательство в этом случае не обязывает работать с электронными площадками и не предусматривает ответственности и наказания за допороговые торги без них.

Надпороговая процедура торгов более сложная, и победителем может оказаться вовсе не тот продавец, с которым хотел бы иметь дело заказчик.

Что делать? Правильно, разбить одну большую надпороговую закупку на много-много маленьких — допороговых. Например, объявить сотню тендеров на восстановление одного квадратного метра дорожного покрытия. Что и делается. Так, по информации Владимира Ланды, из почти 16 тысяч публичных закупок восстановления, осуществленных в 2023 году, всего… 600 были надпороговыми (см. рис.). Соответственно, и конкуренции на допороговых торгах практически нет, и значит, сама идея состязательности, игры на понижение оказывается выхолощенной… А тендеры выигрывают одни и те же компании.

Исследователи разработали ряд рекомендаций, как устранить выявленные сбои в системе публичных закупок для восстановления. Вот они:

  • принять законопроект №11057 «О внесении изменений в Закон Украины «О публичных закупках» относительно обеспечения обнародования заказчиками в электронной системе закупок информации о ценах на материальные ресурсы при закупках услуг по текущему ремонту и работ по строительству (прозрачное строительство)»;
  • разработать механизм противодействия искусственной разбивке закупок на допороговые;
  • разработать и внести изменения в государственную политику с целью уменьшения количества закупок с признаками фиктивной стоимости (сниженной до допороговости);
  • исследовать причины отказа потенциальных продавцов от участия в процедурах закупок;
  • до повышения конкурентности закупок восстановления не передавать их из Агентства восстановления и развития инфраструктуры в централизованные закупочные организации;
  • разработать механизм для устранения календарных препятствий для закупок;
  • ввести риск-ориентированный подход Государственной аудиторской службы к мониторингу закупок;
  • обеспечить доступ к данным о налоговой задолженности компаний, которые участвуют в закупках.

Однако участвовавший в обсуждении в режиме онлайн заместитель главы Госаудитслужбы Дмитрий Шевчук засомневался, что рекомендации будут работать, и именно потому, что закупки очень часто проводятся по прямым договорам, а тендерная процедура полноценно в Украине сейчас не работает.

«Существует фундаментальная проблема: как определяются приоритеты восстановления», — подчеркнул Шевчук. Не всегда ясно, почему что-то строится в первую очередь, а что-то во вторую и третью.

«Мы часто видим заказы проектно-сметной документации на восстановление домов культуры, которые, по моему мнению, не являются объектами приоритета. Страдают Харьковская, Сумская области — их жители хотят выехать, и им будет очень «фиолетово», что где-то восстановили дом культуры или библиотеку», — отметил Шевчук.

Стоит, кстати, напомнить читателям, что в эксклюзивном интервью ZN.UA народного депутата, главы подкомитета по вопросам временно оккупированных территорий, восстановления и развития деоккупированных территорий Украины, члена парламентской комиссии по защите ВПЛ Сергея Козыря шла речь, в частности, об инвентаризации помещений, которые можно переоборудовать под жилье для внутренне перемещенных лиц, и о необходимости согласованных действий в плане восстановления разрушенных российским агрессором объектов. Народный депутат привел яркий пример непродуманных действий местных властей.

Цитируем: «Вот, например, Лисичанская ГВА приобрела заброшенный детский лагерь для размещения переселенцев на Кировоградщине. Местному бюджету обшарпанное здание, расположенное очень далеко от какой-либо инфраструктуры, обошлось в 35 миллионов гривен, еще 15 миллионов хотят потратить на реконструкцию. Будет ли кто-то там жить? Не уверен. Но на эти средства можно было бы приобрести в районном центре около 70 отдельных квартир».

Замглавы Госаудитслужбы Дмитрий Шевчук также сделал акцент на проблеме определения стоимости строительства. Когда и если местные власти работают по прямым договорам, часто имеет место завышение цен на стройматериалы. «Мы только приходим и фиксируем завышение стоимости, указываем на убытки, нанесенные центральному или местному бюджету. Но поможет ли это нам, гражданам, которые уплатили налоги и профинансировали такое расточительство?!» —  задал он риторический вопрос.

Вот что сказал Шевчук о «компаниях-чемпионах» и «компаниях-призраках», которые реально не существуют, но имеют преференции по тендерам: «Есть такие подрядчики в Днепропетровской области, которые стабильно получают заказы от городской и областной рад. Есть подрядчики, которые находятся под санкциями, украинскими, а иногда и американскими».

По мнению спикера, чтобы исключить подобное, необходимо в качестве первого шага вернуть прозрачность и подотчетность при проведении тендерных процедур, чтобы была настоящая конкуренция, а не предварительные договоренности.

Шаг второй — возвращение к более жесткому ценообразованию. Это будет необходимо, когда начнет работать программа ЕС Ukraine Facility (выделение обещанных 50 млрд евро в течение четырех лет). «Нам нужно, чтоб у нас не исчезали подрядчики, чтобы это были репутационные компании, а не те, которые системно прячутся или перерегистрируются, как только по их строительным объектам начинается ревизия», — отметил Дмитрий Шевчук. Также он акцентировал внимание на крайней необходимости «санитарной очистки» строительного рынка.

Стоит отметить напоследок, что согласно Третьей быстрой оценке нанесенного ущерба и потребностей в восстановлении (RDNA3), проведенной Всемирным банком, по состоянию на конец 2023 года прямые потери в результате российского вторжения составили 152 млрд долл., а потребности в восстановлении — 486 млрд долл. (см. инфографику). При этом средств на восстановление выделяется значительно меньше. Годовой объем тендеров в строительстве и текущем ремонте составляет 283 млрд грн по итогам 2023 года (около 8 млрд долл.). Согласно RDNA3, в 2024 году приоритетные расходы на реконструкцию и восстановление составят 15,3 млрд долл.

Эти суммы не должны уплыть в карманы компаний-однодневок или раствориться в допороговых «междусобойчиках».

Источник материала
loader
loader