Почему КНР начал активно продвигать свою риторику, приобщив к этому Бразилию? Если отвечать просто, то Китаю очень нужно разорвать снова окрепшую коалицию Европы и США. Которая сейчас, вполне возможно, переживет даже приход к власти Трампа, если таковой случится.
В последние месяцы и европейская, и американская помощь Украине переживает новую волну роста. Кроме того, благодаря тому, что большинство европейских стран идет к выполнению «норматива финансирования» собственной обороны, даже Трамп торгует тем, что это он заставил Европу платить. К тому же сейчас активно идут переговоры о совместной политике ЕС и США по конфискации (или бессрочной заморозке) российских активов. То есть политика Китая на раскол между ЕС и США может оказаться под угрозой.
К тому же последние шпионские скандалы во Франции, Британии и Германии продолжают подрывать доверие к Китаю как к экономическому партнеру. Так, Италия уже отказалась от проекта нового «Шелкового пути», свои проекты с Китаем сворачивает и Германия. ЕС все больше масштабирует свое сотрудничество с Индией. Это дискредитировало и деловые круги, и политиков, выступающих за широкое сотрудничество с Китаем.
Политические агенты КНР сродни и в России – праворадикальные антидемократические движения. И цель которых – подрывать авторитет демократии и западных ценностей на самом Западе. Собственно, из-за очень не тонкой игры Китая и России экономические выгоды (объективные или нет) от работы с Китаем в ЕС вызывают все больше вопросов. Китай же стремительно теряет доверие.
Беспокойно для Китая и в Азии. На прошлой неделе состоялся важный форум безопасности в Сингапуре. Где США заняли довольно жесткую позицию по китайской агрессии в Южнокитайском море. Минобороны США заверил Филиппины (главную потенциальную жертву китайской агрессии в регионе наряду с Тайванем) в полной поддержке. Более того. Даже Зеленский встретился с президентом Филиппин, и отдельно было сказано, что страны имеют дело с угрозами подобного характера.
КНР сейчас хочет достичь нескольких целей:
- Первая – продемонстрировать, что он может выступать таким же активным игроком, как и Европа из США. Что является преувеличением, конечно. Но, чтобы этот блеф был правдоподобным, нужно показать, что «глобальный Юг» за Китай.
- Вторая – попытаться посеять раздор среди западных союзников (которые консолидируются вокруг Украины). Это можно сделать из-за «раскола по украинскому вопросу» через Орбана и подобных политиков.
- Третья – помешать США усиливать свое присутствие в Юго-Восточной Азии. Чтобы продолжить давление на Филиппины, Тайвань, а также обеспечить главный торговый маршрут – через Малаккский пролив.
- Четвертая – избежать при этом санкций за поддержку России.
Попытка сыграть у миротворцев прекрасно подпитывает все цели. Позволяет создать видимость влияния Китая на украинский кризис, как они называют войну. Дает пас Орбану и всяким АФД.
Демонстрирует «настроенность на диалог», и что с КНР можно договориться, если уступить все его требования. Это прямое послание Тайваню и Филиппинам. И как повод для санкций не дает.
Чтобы усилить свою позицию, они вытянули как партнера крайне левого Лулу. Который приобщился, потому что в Латинской Америке лидерство Бразилии и ее президента – социалиста пытается перехватить президент Аргентины Милей, с противоположными взглядами и идеологически, и по украинскому вопросу. К тому же, внутри Бразилии жопа с экономикой и Лули нужны хоть какие-то победы.
Учитывая все вышеупомянутое, какие-либо мирные инициативы КНР нельзя воспринимать как серьезные в установлении мира. И им никак нельзя доверять. И очень хорошо, что и МИД, и президент это публично проговаривают.