Членство в НАТО – иллюзия или реальность: чего Украине ожидать от Вашингтонского саммита – опрос экспертов
Членство в НАТО – иллюзия или реальность: чего Украине ожидать от Вашингтонского саммита – опрос экспертов

Членство в НАТО – иллюзия или реальность: чего Украине ожидать от Вашингтонского саммита – опрос экспертов

По мнению экспертов, США и Германия выступают за заморозку конфликта. НАТО должна продемонстрировать силу, а не слабость, потому что время не на его стороне.

"Я не готов поддержать Украину в НАТО", – сказал Джо Байден неделю назад в интервью журналу Time. Это заявление американского президента подняло немалую волну возмущения в Украине. Особенно в канун 75-го юбилейного Вашингтонского саммита НАТО 9-11 июля. Киеву уже дали понять: на политическое приглашение к членству в Альянсе на этом саммите рассчитывать не стоит. В США обещают, что решение саммита будут содержать формулировки о "построении моста, который приблизит Украину к членству".

О чем именно идет речь пока неизвестно. Однако еще накануне Вильнюсского саммита НАТО в прошлом году нам ясно дали понять, что до окончания войны членом Альянса Украина не станет. ТСН.ua в партнерстве с Центром "Новая Европа" решили поинтересоваться у влиятельных европейских дипломатов, экспертов и американских военных: какие решения могут быть приняты во время саммита НАТО в Вашингтоне для завершения войны?

Краткие комментарии европейских дипломатов мы приводим в самом начале. После них читайте развернутые ответы европейских экспертов и американских военных.

Мартин Егер, Посол Германии в Украине

"Будущее Украины в НАТО. Я надеюсь, что Вашингтонский саммит принесет ощутимый прогресс, который поможет Украине лучше защищаться от российского агрессора. Противовоздушная оборона в этом контексте особенно важна".

Каимо Кууск, бывший посол Эстонии в Украине, ныне посол Эстонии в Литве

"Ни одно единственное решение не прекратит российскую агрессию против Украины мгновенно. Я ожидаю шага вперед на пути Украины к членству в НАТО по сравнению с Вильнюсским саммитом. Я ожидаю, что НАТО играет определенную координирующую роль в поставке необходимого оборудования для Украины для достижения победы. Победа положит конец войне".

Вольфганг Ишингер, бывший глава Мюнхенской конференции по безопасности и бывший посол Германии в США и Великобритании

"Саммит НАТО 2024 года имеет одну центральную миссию: продемонстрировать Путину, что у России не будет никаких шансов возобладать в Украине, а также, что Альянс поддерживает суверенитет и территориальную целостность Украины".

Густав Грессель, старший научный сотрудник Европейского совета по международным отношениям (ECFR, Германия)

По поводу предстоящего вашингтонского саммита: стоит заранее определиться с ожиданиями. Никаких существенных решений по ситуации в Украине не будет: ни по расширению, ни по гарантиям безопасности. С момента полномасштабного вторжения страны НАТО были прежде всего озабочены собственной безопасностью, увеличением расходов на оборону, укреплением сил НАТО на восточном фланге и восстановлением совместных военных структур для планирования и организации совместной обороны. Только страны Балтии и Дания считали поддержку Украины более приоритетным вопросом, чем участие в умеренных действиях НАТО.

Более того, у Североатлантического союза нет единого видения целей войны. Франция и большинство членов НАТО выступают за победу Украины и восстановление ее территориальной целостности. При этом некоторые крупнейшие поставщики военной помощи, а именно США и Германия, выступают за заморозку конфликта. Кроме того, у Турции и Венгрии есть ревизионистские планы и вряд ли поддержат какое-то компромиссное решение.

Лагерь поклонников "заморозки" считает, что любое определение будущего Украины усложнит начало переговоров. Это грубая ошибка. Россия не приступит к настоящим переговорам, пока имеет хотя бы один реальный шанс на полную победу в войне. Изменить это можно из-за оказания военной поддержки Киеву. С другой стороны, Украина не желает начинать переговоры, поскольку имеет негативный опыт договоренностей с Москвой о "честном" прекращении огня. Без гарантий безопасности Запада и членства в НАТО, прекращение огня будет рассматриваться Россией как тактический перерыв, во время которого она перевооружится, перегруппируется и нанесет новый удар.

Удивляет то, что США и Германия — две страны, выступающие за заморозку, также неохотно рассматривают членство Украины в НАТО (по сути, единственный позитив, который может заставить Киев принять такую заморозку). Однако в германской и американской внешней политике много странных и противоречивых моментов.

Катри Пинньониеми, доцент Хельсинкского университета и Синикукка Саари, директор по исследованиям в Финском институте международных отношений

На Вашингтонском саммите будет отмечено 75-летие НАТО. Несмотря на этот исторический импульс, ожидания роли НАТО в продвижении мира в Украине иссякают. Многие считают, что простое сохранение текущего уровня поддержки и обязательств перед Украиной уже является поводом к празднованию.

Текущий уровень военной поддержки мог бы – именно мог бы – остановить Россию в достижении ею максималистских, колонизаторских целей в Украине, но для гарантии независимости и безопасности Украины в будущем требуется более комплексный стратегический подход.

Чтобы быть свободным, суверенным государством и иметь возможность процветать, Украине нужна победа. Украине нужна победа, чтобы продолжать политику достоинства, которую избрал ее народ. Западу и НАТО также необходима победа Украины и ее вступление в Альянс – чтобы Запад и НАТО могли отстаивать те ценности, на которых они стоят последние 75 лет. Вашингтонский саммит должен стать для Украины указателем для вступления в НАТО. Это не решит всех важных вопросов прекращения войны, но станет еще одним шагом к достижению устойчивого мира в Украине и Европе.

Джеймс Шерр, почетный сотрудник Международного центра обороны и безопасности (Таллин), ассоциированный научный сотрудник программы "Россия и Евразия", Chatham House (Лондон)

Вашингтонский саммит НАТО отметит свой юбилей – 75-летие. Это будет не только повод к празднику, но и момент истины. Правда, принципы НАТО — недопустимость оккупации Россией территории Украины и требование безоговорочного вывода ее войск — будут признаны смехотворными и бессильными, если Альянс не увеличит усилия и риски, которые он готов взять на себя в пользу Украины.

Ощутимые действия — оказание любой помощи Украине, за исключением войны (т.е. вступления Альянса в войну – ред.), снятие ограничений по ударам по российским войскам на территории России — будут иметь гораздо большее значение для будущего Украины и авторитета НАТО, чем хитрые формулы о перспективах членства Украины.

НАТО должна признать иную правду. Если Североатлантический союз не ответит решительно и эффективно на гибридные атаки России, риск более широкой войны возрастет. Гибридная война – это не "мягкая" война. Она охватывает не только дезинформацию и устрашение, но и подрывы (например, работы госорганов — ред.), саботаж и убийства. Их цель состоит не только в проверке способности и сплоченности Запада, но и формировании будущего поля боя.

Консенсуса из всех этих пунктов в Вашингтоне достичь не удастся, но обсуждение должно быть трезвым, реалистичным и непринужденным. После саммита НАТО должно стать сильнее, чем раньше. Время может оказаться не на его стороне.

Дэвид Саттер, американский журналист и историк

Война – это испытание воли. Чтобы победить, страны НАТО должны продемонстрировать приверженность принципам. Страны НАТО ввели против России тысячи санкций, которые оказались неэффективными. Теперь они должны ввести санкции против России в финансовом секторе и каждой финансовой системы, позволяющей России осуществлять международную торговлю, включая страны Центральной Азии, Монголию и Армению. Такие санкции могут достичь того, чего не совершили действующие санкции, то есть повлечь за собой коллапс российской экономики.

Руководители НАТО также должны проинформировать свое население и народ России о том, как Путин пришел к власти. Есть убедительные доказательства того, что взрывы российских жилых домов в 1999 году были произведены российскими спецслужбами с целью привести Путина в должность президента. Потом произошли другие террористические акты, непосредственно приведшие к массовым убийствам и атакам против гражданского населения нынешней войны. То, что Путин пришел к власти в результате террора против собственного народа, лучше любого другого исторического эпизода демонстрирует его характер. Правда может прояснить ставки в нынешней войне для пострадавшего от российской дезинформации населения.

Бен Годжес, бывший командующий армией США в Европе.

Есть три вещи, которые должны пройти на этом саммите.

Первая. США и союзники должны использовать этот саммит как серьезную возможность согласовать стратегический исход войны в Украине, чтобы помочь Украине победить Россию. Саммит НАТО в Вашингтоне, как и конференция Аркадия 1942 года (первая Вашингтонская конференция — стратегическая встреча глав правительств Британии и США после того, как Америка присоединилась ко Второй мировой — ред.) и Касабланкская конференция 1943 года (тоже встреча лидеров США и Британии были определены приоритеты военной стратегии западных союзников во Второй мировой – ред.), может стать ключевой встречей, где лидеры договорятся о стратегических приоритетах и результатах. Не следует сосредотачиваться только на праздновании 75-летия НАТО, хотя это важная веха.

Вторая. США и союзники должны согласиться предложить Украине членство в НАТО очень конкретным, специфическим и безошибочным способом, не связанным с действиями России, а с нашими собственными интересами в сдерживании России от дальнейшей агрессии.

Третья. США и союзники должны продолжать развивать результаты Вильнюсского саммита НАТО в 2023 году, в частности, завершая и внедряя "семейство" планов региональной обороны.

Сильви Кауфманн, редакционный директор и колумнист Le Monde (Франция)

Трудно утверждать, что любое решение, принятое на предстоящем саммите НАТО в Вашингтоне, положит конец агрессивной войне России в Украине. Даже предоставление Украине членства прямо там, чего не произойдет, было бы огромной рискованной операцией – это могло бы покончить с войной, но с таким же успехом могло бы расширить ее, втянув НАТО в конфликт.

Что могло бы помочь Украине выиграть войну, так это приглашение страны присоединиться к НАТО на параллельном пути к членству в ЕС. Предлагая Киеву четкую перспективу вступления, НАТО не будет принимать непосредственное участие в войне, но будет поддерживать военные усилия Украины и предоставит Киеву лучшие гарантии безопасности, если переговоры будут проведены. Формулирование этой перспективы однозначно должно быть более точным и жестким, чем то, что было согласовано на Вильнюсском саммите НАТО в прошлом году.

Нико Ланге, старший научный сотрудник Мюнхенской конференции по безопасности

На саммите в Вашингтоне должно быть принято решение о приглашении Украины к переговорам о вступлении в НАТО. К сожалению, США и Германия, похоже, жестко блокируют такое решение. Я считаю, что США описывают решения, принятые на Вашингтонском саммите, как "городов в НАТО", не полезны. Никто не хочет жить на мосту или под мостом.

Другие решения могут превратить формат Рамштайн в формат НАТО (если союзники примут решение, чтобы Альянс взял на себя функции координации группы "Рамштайн"). Это было бы полезно для Украины, если бы НАТО могло превратиться в центр обмена данными, облегчив материально-техническое обеспечение украинского поля боя и способствуя лучшему военному и планированию возможностей.

Николас Тенцер, приглашенный профессор Sciences Po (Париж), внештатный старший научный сотрудник Центра анализа европейской политики

К сожалению, есть опасения, что предстоящий саммит НАТО не пошлет четких сигналов о вступлении Украины, и не даст точной даты вступления. Из-за сопротивления США и Германии этот 75-й саммит рискует повторить стратегические ошибки Вильнюсского саммита 2013 года (имеется в виду саммит Восточного партнерства, когда Янукович отказался подписать Соглашение об ассоциации с ЕС — ред.), который сам по себе казался своеобразным повторением Бухарестского саммита 2008, оставив открытым для России поле в Грузии и Украине. Эта ошибка коренится в отказе нескольких государств пересмотреть древнюю правовую практику НАТО, по которой невозможно допустить страну, которая находится в состоянии войны. В частности для Вашингтона главная обеспокоенность после (президентства – ред.) Обамы в том, чтобы избежать долгосрочного участия в конфликте, в котором США по определению будут наиболее привлеченной страной. У Германии также есть неизменный ужас прямого конфликта с Россией.

Однако, чтобы положить конец тотальной войне России против Украины, если Киев не сможет немедленно вступить в Альянс, единственное решение – это иметь НАТО в Украине или, по крайней мере, большое количество непосредственно вовлеченных стран Альянса. Несмотря на устранение препятствий Конгрессом США по поставкам оружия Украине и конец действия табу — подтвержденного несколькими государствами (в том числе США, Британии, Франции, Германии, Польши, Чехии, стран Балтии и нескольких стран Северной Европы) — по поводу прямых ударов Украины по территории и воздушному пространству России, которые давно назревали, этого недостаточно, чтобы Украина вытеснила российские войска со своей территории. Это оружие, а его слишком мало, особенно истребителей, позволит Украине защититься и стабилизировать фронт, но не осуществить победное контрнаступление.

Так или иначе, в этом наступлении придется участвовать силам стран НАТО. Эту неудобную правду западные лидеры должны выразить. Трудно заметить, что западные лидеры, если они серьезно относятся к своим заявлениям о территориальной целостности Украины, которая не подлежит обсуждению, и если они в конечном счете имеют стратегию, которая выходит за рамки постепенного подхода, применяемого до сих пор, серьезно обсуждают разные варианты, даже несмотря на то, что присутствие за столом Совета НАТО стран, более чем неоднозначно относящихся к России, не облегчит задачу. Также непонятно, можно ли это объявить публично.

За этими вопросами скрываются экзистенциальные проблемы будущего Альянса. Несмотря на то, что Украина еще не является членом и официально не получила ПДЧ, строгое распределение по гарантиям безопасности, как определено статьями 5 и 6 Вашингтонского договора, становится все менее актуальным, поскольку нападение России на Киев также является прямой угрозой для стран-членов. Кроме того, вмешательство НАТО в конце войны в бывшей Югославии создает хороший прецедент. К тому же Альянс подпадает под действие международной нормы "Ответственность за защиту" (одобрена Генассамблеей ООН по предотвращению геноцида, военным преступлениям, этническим чисткам и преступлениям против человечества – ред.).

Этот случай также иллюстрирует реальность, которую иногда не замечают: статья 5 не полагается исключительно на ядерное сдерживание, а на обычное сдерживание. Это средство сдерживания, которое необходимо применить, если бы Россия напала на такую страну НАТО, как Эстония. В конце концов, каким будет доверие к Альянсу в среднесрочной перспективе, если он откажется вести битвы, решающие для безопасности всей Европы и за ее пределами? Мы все знаем, что настоящий фронт находится в Украине, и НАТО не может ни удержаться, ни думать, что может управлять из-за кулис.

Кевин Райан, бригадный генерал армии США в отставке, бывший атташе по вопросам обороны США в России, независимый специалист

Жизненно важно, чтобы на саммите НАТО в Вашингтоне страны-члены представили решительный и единственный ответ на продолжающуюся агрессию России против Украины с 2014 года. Безусловно, саммит решительно осудит войну России в Украине, но для ее прекращения необходимы конкретные шаги, которые окончательно восстановят суверенитет Украины и гарантируют ее свободу. Ибо если Россия сможет лишить Украину этих фундаментальных прав, она, скорее всего, лишит этих прав и другие соседние страны.

Развивая эту стратегическую цель, члены НАТО должны стремиться включить следующее в свои решения.

Члены НАТО должны увеличить производство оружия и боеприпасов не только для собственной обороны НАТО, но и для использования Украиной, поскольку она в первую очередь воюет против России. Украина четко озвучила свои приоритеты в помощи, и НАТО сделало многое для удовлетворения этих потребностей. Но для сбалансирования оборонного производства России, поддерживаемой такими режимами, как Китай, Северная Корея и Иран, нужно больше.

Члены НАТО должны взять на себя обязательство предоставить это оружие и боеприпасы Украине, не ограничивая их использование против военных целей на территории России. Сама Россия уже применяет оружие и боеприпасы, предоставленные его сторонниками, по всей территории Украины. Российские военные командиры ведут огонь по украинским городам с безопасного расстояния от собственной границы, стремясь при этом стереть границы Украины.

Некоторые члены НАТО рассматривают возможность переноса учения украинских военных внутрь страны. Это должно произойти. Это ускорит и улучшит обучение.

Члены НАТО также должны поддержать создание "зонтика" противовоздушной обороны над крупными городами западной Украины. Сегодня такие города как Киев, Львов, Одесса и Николаев постоянно подвергаются российским ракетным, атакам беспилотниками и бомбами, убивая сотни мирных жителей и разрушая важную инфраструктуру. Развертывание дружеской наземной противовоздушной обороны вокруг этих городов, вдали от линии фронта, перехватывало бы ракеты и беспилотники без риска, что союзные силы будут убивать русских солдат. Тысячи украинцев были бы спасены.

Наконец, НАТО должна ускорить процесс приглашения Украины к членству. Российский лидер Владимир Путин четко дал понять, что ведомая им война является войной против НАТО и Запада. Украина ведет первые бои войны, направленной против нас. Членство Украины укрепит защиту НАТО и Запада от России. Любые шаги по вступлению Украины в Альянс помогут нам всем.

Источник материала
Поделиться сюжетом