Гражданское общество невозможно с теми деньгами, которые зарабатывают большинство украинцев, уверен журналист Олег Ельцов. Только достижение уровня средней зарплаты примерно в 500 долларов может обеспечить настоящую демократию.
Что не так с гражданским обществом? Его формируют — не первый десяток лет заваливают грантами, а все равно получается шабунинский центр борьбы с коррупцией! Народ даже на собрания родных ОСББ не ходит, а когда приходит… лучше б дома сидел. На четвертом десятке лет независимости нет ни одной реальной партии или значимого гражданского объединения, то есть таких, где граждане реально платят взносы, по инициативе "снизу" разрабатывают программу, участвуют в ее реализации… Все, на что способны украинцы – собраться на субботник по очистке загаженного парка или озера, подменяя коммунальщиков.
Узкие группы что-то порой предпринимают: геи парад могут устроить (не без грантовой поддержки, конечно), местные жители – сломать забор на стройплощадке очередного ТРЦ. В основном же все баталии происходят в фейсбуках, большей частью – в рабочее время.
Нас учат: формирование гражданского общества связано с наличием частной собственности, инициативы, высокого образовательного уровня, свободы и гражданской культуры… Но очень редко вспоминает про деньги. Впрочем, издавна замечено: ниже определенного уровня жизни граждане не проявляют гражданской активности. Редактор "Ньюсвик", а по совместительству профессор Гарварда и один из наиболее влиятельных политаналитиков США Фарид Закария заявляет, что одним из самых непреложных экономических законов является простой факт: гражданское общество начинает формироваться в тех странах, где средний уровень зарплат достигает примерно 500 долларов в месяц. Вот так вот: хоть головой об стену бейся, хоть завали страну грантами, хоть насоздавай десятки "персональных" партий – общество не проснется, пока не перешагнет указанный магический барьер в 500 долларов!
Именно по этой причине прежде всего гражданская активность отмечается в крупных городах, где уровень образования, коммуникации, а главное – имущественный – выше.
Украинские экономисты упоминают проклятие 200 млрд. долларов – объем ВВП страны, к которой мы несколько раз подходили, но всякий раз что-то мешало перепрыгнуть эту планку. Очень обнадеживающе все выглядело накануне войны, темпы экономического роста как бы намекали, что взятие заветного барьера не за горами. Но тут нас пришли освобождать… И не стоит думать, что это простое совпадение. За поребриком ревниво следили за нашими успехами. И заявление Путина накануне большого вторжения, что одна из главных его целей – деиндустриализация Украины, тоже представляется не случайным. Украинцы и Украина – чертовски перспективны по многим признакам. Нам бы жирку нагулять, добраться до скромной в общем-то средней зарплатки в 500 долларов – дальше все закрутится по восходящей: резко начнем взрослеть, гражданское общество начнет давить на власть, запустит госмеханизм в верном направлении, избиратель отучится голосовать за артистов, футболистов и просто хороших хлопцев и девчат.
Но для этого нужно: а) закончить войну; б) достичь требуемого уровня экономического развития и зарплат.
Важно Восстание получилось, революция — нет: почему Украина и через 10 лет после Майдана не может сломать системуУровень благосостояния граждан – это не просто покупательная способность. Это еще и трезвомыслие, умение зарабатывать и тратить, делать правильный выбор не только при походе в супермаркет, но и при подходе к избирательной урне, и способность договариваться, самоорганизовываться, анализировать… Нищему оно ни к чему: картоху посадить надо, накопить денег на школьную форму ребенку, а если повезет – на подержанный "Хюндай". У основной массы населения нет денег ни на путешествия, ни на чтение умных книжек, ни на походы в театры, ни на митинги, ни на контроль вечно ворующих председателей ОСББ и министров с депутатами.
Пока что население не может и не знает как управлять своей страной, городом, селом, домом. Во всех бедах винят плохих начальников, которых в очередной раз выбрали. Народу нужен хороший барин! А это наводит на мысль, что народу нужна отнюдь не демократия, с которой он не знает что делать, а некая иная форма управления.
Представляется, что наилучшим выбором нации на ближайшие лет десять представляется отказ от утопичной демократии с украинским лицом: лицом и ВВП пока не вышли. Внешнее управление нам в помощь и уже отчасти имеет место быть. Однако оно чревато тем, что внешние управленцы пожелают управлять себе, а не нам на пользу. Куда более привлекательным, если не единственно возможным представляется диктатура (с учетом реалий – военная) с правительством технократов. А уж в это правительство можно пригласить по примеру Пиночета чикагских или гарвардских мальчиков, которые научат нас, как одолеть 200-миллиардный барьер ВВП и достичь требуемого уровня зарплат как необходимого условия зарождения гражданского общества и демократии.
Если на это не решиться, мы еще долгие годы будем котиться в пропасть обнищания, деградации госинституций, вплоть до тотальной потери государственности. И все это будет происходить под сладкие камлания про нашу демократичность, про силы гражданского общества, которые сметут всех козлов, мешающих нам жить; мы и дальше будем мечтать о победе над коррупцией руками грантовых борцов и псевдообщественников. Нужно время, чтобы повзрослеть, разбогатеть, научиться управлять архисложным государственным аппаратом, а потом уж сворачивать на тропу демократии.
Важно Всеобщее ожлобление: почему жизнь стала нервной, грубой, примитивной