Водительницы грузовиков. Как и зачем украинки осваивают «мужскую» профессию
Водительницы грузовиков. Как и зачем украинки осваивают «мужскую» профессию

Водительницы грузовиков. Как и зачем украинки осваивают «мужскую» профессию

Что делать, если в стране из-за войны во многих сферах не хватает мужских рук? Правильно, нанимать и обучать женщин. Уже принимают даже на такие, казалось, сугубо мужские профессии, как машинист метро или водитель грузовика.
Так, например, шведский проект Reskilling Ukraine в феврале уже выпустил пилотную группу OnTrack – 24 участницы проекта научились водить грузовые авто массой от 7,5 тонн. Набирали женщин с водительским удостоверением категории B. А в апреле стартовал второй поток обучения.

Несмотря на то что такая профессия воспринимается как типично мужская, спрос на обучение сильно превышает предложение, говорит программный координатор проекта Reskilling Ukraine Александра Панасюк. О том, почему женщины хотят научиться водить грузовики и удалось ли кому-то из учениц трудоустроиться, Александра рассказала Коротко про.

Перед отбором изучают мотивацию

Александра Панасюк и тренеры Сканія Україна/ Scania Ukraine. Фото: ФБ Reskilling Ukraine

- Александра, расскажите о вашем проекте, почему вы решили обучать женщин вождению грузовиков?
- Наш проект - полностью шведский. Во время ковида в Швеции переквалифицировали стюардесс в сотрудников медицинского сектора, а после начала полномасштабного вторжения начали помогать нашим беженцам с трудоустройством. Позднее мы продумали свой проект, который могли реализовать в Украине.
Мы провели исследование и выяснили, что в стране - острая нехватка водителей. Проблема растет: мужчин забирают в армию, предприятия остаются без водителей. 

Также мы нашли статистику - на 100% нетрудоустроенных лиц в Украине 60% составляют женщины. Пазл сошелся: Украине нужны водители грузовиков, а женщинам нужна работа. Решили попробовать учить женщин вождению грузовиков.

Мы разработали программу, нашли автошколу, которая имеет несколько грузовиков (не советского или российского производства, а иностранного - MAN, Mersedes). Машины должны были быть не слишком старыми (до 10-20 лет), в нормальном техническом состоянии. Такого переоборудованного учебного транспорта в Украине очень мало - сегодня сотрудничаем с автошколами в Киевской и Тернопольской областях. Всего у нас работают три школы - в одной учит водить автобусы и две - грузовые авто.

- Как вы проводили первые отборы учениц?

- Через Facebook, создали онлайн-анкеты, после проводили с каждой кандидаткой интервью. И уже отталкиваясь от мотивации, приглашали или не приглашали человека в проект. К слову, мы не брали тех, кто не умеет водить, не учим вождению с нуля, у нас - повышение квалификации.

Сегодня у нас следующие критерии отбора, которые мы не можем обойти: минимум 3 года стажа вождения (на получение прав категории В нужно, чтобы после получения прав прошло минимум 3 года). Если человек знает ПДД, он не сдает теоретический экзамен, а сразу идет на практику. Таким образом, срок обучение получается более коротким.

Еще один критерий - человек должен проживать в Украине, в том числе на момент подачи заявки.

Следующий критерий, который появился не сразу, - мотивация к трудоустройству. Многие люди, которые желают обучиться, просто хотят иметь соответствующую категорию - это не наша аудитория, так мы не изменим ситуацию на рынке. Наша задача - найти заинтересованных людей, которые планируют использовать полученные знания. 

Я спрашиваю у кандидаток, почему они хотят получить свидетельство водителя - у каждого свои обстоятельства. Это могут быть люди, у которых есть свой агробизнес, им нужно развозить продукцию вместо мужа, например, или им не хватает водителя. Нам важно, чтобы наши ученики использовали полученные знания на благо себе и другим, а не просто вернулись домой и поставили полученные документы в рамочку или повесили их на стенку. 

- Кто у вас может учиться? Есть ли ограничения по возрасту? 

- Верхней границы нет. Мы готовы принимать и женщин 60+. С другой стороны, мы ограничены законом - поскольку права можно получить не ранее 18 лет плюс нужны минимальные 3 года вождения - получается 21 год. Работаем с этого возраста при соблюдении всех условий. Средний возраст наших учениц - 40+, а самой младшей ученице было 23-24 года. 

У нас строгий отбор, очень много желающих. Мы должны понимать, что человек не просто хочет пройти бесплатные курсы и получить корочку, а ему действительно нужна работа - стараемся брать мотивированных людей, а возраст значения не имеет.

Волонтеры, фермеры, психологи

- Почему к вам приходят женщины, какая у них мотивация? 

- Многие говорят: я устала от офисной работы, хочется сменить сферу деятельности. Едешь куда-то, дорога, музыка - идеально.

Очень много людей, для которых обучение у нас - шанс получить то, на что они очень надеялись. Есть, например, внутренне перемещенные лица, которые все утратили, живут от подачки до подачки государства в каком-нибудь маленьком городке. Им нужна работа, а они не могут себя реализовать на новом месте либо рабочих мест не хватает. Говорят: это же идеально, нужны рабочие руки, я буду работать, зарплата хорошая - класс! 

Лина Самборская из первой группы пришла с четкой целью - хотела работать в гуманитарных миссиях по разминированию. Мы вместе с ней составляли резюме, чтобы подаваться на эти миссии. Она о них мечтала, и я очень за нее болела. 

До февраля она постоянно подавалась, прошла нашу программу, в феврале отучилась, получила свое свидетельство водителя. И продолжала подаваться и вот только сейчас наконец-то начала проходить собеседования. Мы пока не знаем, сможет ли она трудоустроиться, у нас еще нет ответа на этот вопрос, держим за нее кулачки. 

Также у нас училась Людмила Волтер, известная волонтер и психолог. Она занимается поддержкой военных и сопровождением похорон военных. Люся постоянно перегоняет машины для ВСУ. Поскольку часто нужно гнать грузовики, она хотела получить права категории С. Сегодня она помогает армии, теперь говорит: смотрите, какого монстра я вам пригнала. 

У нас также училась автоинструктор из Кропивницкого с ником "Автоманка". С первого раза экзамен на категорию С она не сдала. Думаю, единственная причина, по которой это произошло, она взяла талон на те трассы, где они не учились. А так, с ходу, если ты не живешь в Киеве и не знаешь местных дорог, это может быть сложно. Инспектор ее очень хвалил, но сказал, что были ошибки.

В новом наборе у нас есть жительница Киевской области. У нее есть своя ферма - 10 коров, поля. Она говорит: ферма выходит на логистический центр, мне только поле перейти - смогу ходить туда на работу. Каждый день в этот центр заезжают большие фуры, им нужны сотрудники. А если найти работу в логистическом центре не удастся, вождение грузовиков может понадобиться и для фермы. 

Мне нравится, что у девушек может меняться мотивация в процессе обучения. У нас была волонтерка, которая говорила: я иду учиться, потому что я волонтер, хочу перегонять. Позже она сказала: я начинала с такой целью, а теперь хочу найти работу.

Людмила Волтер – одна из выпускниц курсов, теперь может еще активнее помогать ВСУ. Фото: ФБ Reskilling Ukraine

Обучение бесплатное, но и спрос очень большой

- Что именно включает ваша учебная программа?

- В разных городах она разная. В Киеве самая насыщенная: не только теория, но и посещение большого количества работодателей, наших партнеров. Также ученики проходят обязательный курс - помощь людям на дороге во время аварии. Четыре дня выделяется на изучение особенностей современных машин и много практикуются - учатся крепить грузы, разбираться в кнопочках на современных авто, тормозах - это одна из любимых частей обучения наших учениц. Плюс у нас есть несколько экскурсий и первая домедицинская помощь. 

Теория идет отдельно и, как правило, преподается онлайн. 

Что касается обучения на водителей автобусов - там только вождение. Автобусов для обучения у нас в стране очень мало. Мы нашли школу в Тернопольской области - у них достаточно единиц транспорта, таким образом, мы можем “закрывать” наши группы. Программа интенсивная, наши ученики занимаются утром и вечером по 2 часа. 

После окончания обучения все получают сертификаты, а потом ученицы сдают экзамен. 

Наша задача - обучающая. Для сдачи экзамена мы предоставляем автомобиль, оплачиваем сам экзамен. Если кому-то нужна пересдача, один раз мы предоставляем такую возможность. После сдачи ученицы получают обновленные водительские свидетельства.

- Обучение у вас платное?

- Курсы абсолютно бесплатны. Мы покрываем обучение, проживание, еду, транспортировку ко всем нашим обучающим активностям, экзамен. Единственное, за что приходится платить, это за дорогу к нам, если люди приезжают из другого города.

- Возникает логичный вопрос - а кто платит?

- Когда в феврале 2024 года все начиналось, это был пилотный проект, еще было непонятно, зайдет ли он, будут ли желающие учиться. На курс мы собрали деньги у шведских бизнесов. Объяснили, какой у нас есть проект, спросили, кто хочет принять в нем участие. Некоторые компании надонатили нам деньги, чтобы мы могли реализовать задуманное. После этого о проекте узнала благотворительная организация от H&M, они тоже донатили нам.

Когда реализовали пилот, получили положительный отзыв от наших участниц, к нам начали обращаться компании, говорили, что им нужны водители, - мы оставили заявку под грантовую программу шведского правительства, подались - и выиграли. 

Сейчас нас финансирует правительство Швеции, планируем работать до конца года, а как дальше - пока не знаем. Сейчас в поиске новых грантов: запрос очень большой. Понимаем, что и людям это интересно, и работодателям нужно. Поэтому не останавливаемся.

Современная машина практически полностью автоматизирована – и физическая сила здесь не нужна. Фото: ФБ Reskilling Ukraine

Современные грузовики водить не сложнее, чем легковушку

- А насколько это физически тяжело для женщин, быть водителем тяжелогрузов? Это же нужно, например, колесо поменять, которое в три раза тяжелее тебя? 

- Это один из самых распространенных мифов. Современные тяжелогрузы могут быть адаптированы под кого-угодно, даже если вы пойдете работать под развозку продуктов. Вы же не водите тяжелые «Газели» или «КАМАЗы», у которых нет гидравлики. Это современные машины, водить их не сложнее, чем легковушку. Вы высоко сидите, у вас хороший обзор, много зеркал и почти все современные машины - автоматы. Почему женщина не может водить такое авто? 

Что касается замены колеса, то какой мужчина поднимет колеса 120 килограммов? Будто у нас все мужчины - "качки", которым это доступно. 

У каждого логистического центра есть колл-центр. И если у тебя что-то произошло на дороге, ты просто останавливаешь машину, звонишь в колл-центр, говоришь, что случилось, - приезжает бригада, которая тебе помогает.

Единственная проблема, которая существует, - у многих компаний есть такое ожидание от водителя, что он одновременно должен быть грузчиком. Этот стереотип приобретался годами, подобные задания всегда выполняли мужчины. В Европе все иначе: есть водитель, а есть грузчик, экспедитор.

Сегодня в Украине критически не хватает водителей, и если компании хотят закрывать водительские вакансии женщинами (к нам уже обращаются с таким запросом), этот момент нужно пересмотреть. В машине должен быть экспедитор, который займется погрузкой. А водитель проверил крепления багажа, взял документы и поехал - таковы европейские стандарты. Это уже существует и у нас (доставка продуктов в одну из сетей супермаркетов), но пока не у всех.

- У вас идет уже второй набор, а что говорят выпускницы первого? Кто-то из них уже нашел работу?

- Пока прошло совсем мало времени, чтобы говорить об успешных кейсах: у нас три группы из пяти выпустились в течение последних трех недель. На данный момент мы выпустили пять групп, в Киеве и Тернополе, они пока не успели найти работу. Тут может быть много нюансов: кому-то графики не подходят, где-то работодатель грузчиков ищет, не все готовы трудоустраивать женщин. Компании заинтересованы в водителях, но для этого им нужно вносить изменения. Процесс идет, хоть и медленно. 

Также есть такой момент, что первые две группы мы набирали без пункта о мотивации и трудоустройстве. Тогда это был пилот, мы хотели дать возможность учиться как можно большему количеству людей, поэтому набирали волонтеров и перемещенных лиц без этого пункта. После его появления наши ученицы только закончили обучение, поэтому о чем-то говорить еще слишком рано. 

- Наверное, чтобы женщин легко брали на “мужскую” работу, предстоит разрушать популярные стереотипы в обществе.

- Да, но думаю, это не слишком сложно. Компании - заложники обстоятельств, сегодня мужчин забирают в армию, водителей в том числе. Проблема с нехваткой людей исчезнет только после войны, и то мы не знаем, когда это случится. Тут либо работодатель адаптируется к новым условиям, либо у них не будет водителей. 

То, что женщина не может водить грузовики или автобусы – стереотип, который давно пора разрушить. Фото: ФБ Reskilling Ukraine

Кстати

Reskilling Ukrain также обучает водителей на категорию Д - это перевозки на автобусах и межобластные перевозки. 

На категорию С сейчас набора нет: Reskilling Ukrain получила более тысячи заявок и временно остановила набор на эту категорию.

Теги по теме
Женщины
Источник материала
loader
loader