Валютное ралли: вскоре — остановка с откатом назад
Валютное ралли: вскоре — остановка с откатом назад

Валютное ралли: вскоре — остановка с откатом назад

Валютное ралли: вскоре — остановка с откатом назад

Валютный ливень

Две трети годового объема валюты от наших зарубежных партнеров приходятся именно на вторую половину текущего года, поэтому катастрофического сценария для гривни в ближайшее время ожидать не стоит. И это справедливо, несмотря на бешеное валютное ралли, вызвавшее панику на финансовом рынке весной и в начале лета.

Это только кажется, что скачок доллара и евро «за облака» уже ничто не может сдержать. На самом деле произошло то, что участники финансовых форумов называют «забегом оленей». Ведь при надлежащей выдержке покупатели могли бы приобрести валюту немного дешевле.

Но так сложилось, что из огромных многомиллиардных объемов внешних траншей почти ничего не поступило в апреле, а в мае зашло только 20 млн долл. от Всемирного банка. И на этом все.

А теперь оценим ближайшие валютные поступления.

На сегодняшний день привлечено только 11,8 млрд долл. международной помощи. А до конца текущего года должно поступить еще 25,4 млрд долл. преимущественно от ЕС, США, МВФ и через инструменты Всемирного банка.

Общее финансирование с начала войны и по состоянию на сегодняшний день составляет 85,4 млрд долл. Самые большие взносы в миллиардах долларов (за период войны на «социалку») — от:

🔹ЕС — 34,00

🔹США — 22,93

🔹МВФ — 8,05

🔹Японии — 6,34

🔹Канады — 5,12

🔹Великобритании — 2,55

🔹Всемирного банка — 2,07

🔹Других партнеров — 4,35.

Конечно, окончательный курс гривни зависит не только от внешних факторов. Влияют на него и внутренние составляющие:

  1. Психологический фактор. Он обратно пропорционален степени эскалации на востоке нашей страны. Рост напряжения на фронте заставляет бизнес и население с тройным упорством избавляться от гривни, придерживая ее только на ближайшие насущные потребности;
  2. Ограничение поставки электроэнергии для промышленности и населения;
  3. Проблемы на рынке труда;
  4. Недостатки пограничной логистики;
  5. Покупка/продажа валюты аграриями;
  6. Сезонность.

И, как видно по всему, на финишном отрезке текущего года чаша весов внутренних составляющих склонится не в пользу гривни. Поэтому курсовой итог года может быть неожиданным даже несмотря на большой приток валюты извне. Но летом торможение темпов роста курса иностранной валюты к гривне почти гарантировано.

Да и во второй половине года уже накопленные запасы и преоблажающие поступления валюты от зарубежных партнеров дадут возможность регулятору более или менее крепко держать курсовой руль. То есть украинская «социалка» и бюджетный сектор могут чувствовать себя спокойно.

Конъюнктура цен на товары украинского экспорта тоже сейчас приемлема. Поэтому курс гривни во многом зависит от желаний и настроений регулятора.

А хочет регулятор только дальнейшего движения курса вперед — но с невысокой скоростью. И в этом желании Нацбанк и Минфин сейчас единодушны, ведь такой подход дает возможность девальвационным методом наполнить госбюджет.

Этот «дождь» надолго

Хорошие объемы поступления траншей до конца года убаюкивают участников рынка. По меньшей мере до конца лета «быки» по доллару, вероятнее всего, не смогут победить «медведей», хотя весенний раунд они точно выиграли.

Задача же «медведей» известна — продать доллары и евро из своих финансовых заначек в начале нисходящего тренда, а потом откупиться по минимальной цене. Если они угадают верхнюю и нижнюю точки «медвежьего» рынка, получат максимальную маржу.

Но «медвежий» рынок относительно доллара на украинском валютном рынке не будет очень продолжительным. Уже осенью наступит время «быков». По крайней мере предпосылки для этого есть.

Так, в течение последних восьми месяцев (октябрь 2023 — май 2024 года) на поддержку гривни потрачено 20 млрд 667 млн долл. Отрицательное сальдо составляет 20 млрд 528 млн долл. То есть НБУ за это время смог купить только 139 млн долл. Фактически возможности купить валюту на межбанке у регулятора не было. Вместе с тем в среднем ежемесячно чрезмерный спрос на твердую валюту могли удовлетворять только с помощью 2,5 млрд долл. от НБУ.

Неопределенность в отношении финансовой подушки на следующий год, огромные внеплановые затраты бюджета и ухудшение экономической ситуации в стране лишь увеличивают потребность в средствах.

Но ни скачки коммунальных тарифов, ни запланированное довольно резкое повышение налогового бремени, ни дополнительные транши внешнего мира не в состоянии в полной мере удовлетворить бюджет.

Поэтому в арсенале наполнения госбюджета наряду с другими методами теперь надолго поселилась перманентная девальвация гривни. Ничего удивительного. Ведь, например, за продажу условных 10 млрд долл. на рынке в государственную копилку теперь «залетит» на 50 млрд грн больше, чем это было бы в случае продаж похожих объемов валюты осенью.

Так, с учетом довольно существенных траншей зарубежных партнеров на текущий год, НБУ теоретически мог бы удерживать любой курс национальной валюты. Но его тактика, как и правительственная, изменилась. Своевременны:

  • существенная девальвация национальной денежной единицы;
  • увеличение налоговой нагрузки, которая планируется для всего бизнеса;
  • перманентный рост тарифов.

А сейчас — финансовая статистика от Минфина. В апреле государственный и гарантированный государством долг Украины вырос до 6,01 трлн грн, или до 151,52 млрд долл. Причем 108,37 млрд долл. (или 71,52%) — это именно внешние долги, заемщикам которых гривня не нужна.

«По состоянию на 1 июня 2024 года международные резервы Украины, по предварительным данным, составляли 39 033,8 млн долл. США. В мае они снизились на 7,9%. Такая динамика обусловлена валютными интервенциями НБУ для обеспечения курсовой устойчивости и долговыми выплатами страны в иностранной валюте».

Напомним: валюты в «закромах» НБУ по состоянию на 1 мая было 42,4 млрд долл. То есть «похудение» за месяц составляет 3,37 млрд долл. Но уже в скором времени тренд изменится на положительный, впрочем, начало следующего года для удержания прочности резервов снова будет тревожным.

Между капельками

В госбюджете-2024 предусмотрен среднегодовой курс гривни к доллару — 40,7 грн/долл. или 42 грн/долл. на конец текущего года. Но желание наполнить бюджет девальвационным методом может этому курсу навредить.

Конечно, если удастся вовремя остановиться с таким методом наполнения и «звезды» для гривни сложатся удачно, то к концу года может быть и курс, близкий к бюджетным 42 грн/долл. Но есть высокая вероятность отхода от этого комфортного показателя. Тогда верхняя граница может достигнуть 43 или даже 44 грн/долл.

Такому развитию событий на украинском финансовом рынке будут способствовать:

  • выборы в США и не только;
  • неопределенность ситуации на поле боя;
  • результаты переговоров о замораживании или списании займов клубом внешних кредиторов;
  • ухудшение макроэкономических индикаторов.

Эти факторы оставляют экстремально высокую степень неопределенности.

Определяющим фактором того, будет ли обесценивание гривни и в дальнейшем проходить относительно медленно, дозировано и без «дорожно-транспортных приключений», станет объем внешнего финансирования уже на следующий 2025 год.

Валюты нужно будет много и регулярно, чтобы не применять аргумент «последней надежды» для сбалансирования — печатание денег. Вместе с тем желание наполнить бюджет девальвационным методом со временем будет только расти. Но эта практика не может быть безграничной, потому что в конце концов приемлемая учетная ставка, вознаграждение по ценным бумагам и вкладам в финансовой системе (на которые тоже влияет валютный курс) также находятся под патронатом Нацбанка.

Этот «лед» очень тонкий и хрупкий, но пройти по нему все же придется.

Источник материала
loader
loader