По прогнозам украинских производителей, неизбежным может стать подорожание кондитерских изделий. Но больше всего в цене подскочит молочная продукция.
Перебои с электроэнергией приведут к подорожанию продуктов питания, в частности хлеба и молочки. Производители пытаются адаптироваться к новым вызовам и реалиям. Ситуацию на рынке проанализировало издание Forbes.
Прогноз роста цен на бакалею и молочные продукты
Производители прогнозируют, что цены на бакалейные товары могут вырасти от 5 до 15%, а на молочные продукты — до 30%. Это связано с тем, что производителям приходится использовать генераторы для поддержания производственных процессов из-за дефицита энергосети, а электроэнергия из генераторов в 2-3 раза дороже, чем в сети.
Цена на шоколад
"Львовская мастерская шоколада" ежегодно производит 720 тонн продукции на фабрике во Львове. Производство питается от трех генераторов мощностью 30 кВт каждый. Пока компания оптимизирует графики, чтобы минимизировать использование генераторов.
Сейчас это не влияет на цену продукции, но возможна корректировка цен при значительных отключений света. Электроэнергия составляет 3% себестоимости продукции, и эта доля может вырасти вдвое при более частом использовании генераторов.
Производство хлеба
По заявлению крупных поставщиков, с которыми пообщались журналисты Forbes, кроме проблем с электроэнергией, на конечную стоимость хлеба влияет рост цен на зерно и дефицит критически важных работников.
Вследствие этого цена на хлеб уже выросла на 10% и в ближайшее время вырастет еще на 20%. Стоимость электроэнергии заложенная в производственные процессы хлеба составляет примерно 5%.
Проблемы молочной промышленности
В молочном производстве из-за необходимости постоянного соблюдения температурного режима цена электроэнергии заложена на уровне до 10%. Соответственно прогнозируется, что в ближайшее время цена на молочные продукты вырастет на 10%, а к осени — на 25-30%.
Ситуация в супермаркетах
Крупные магазины также могут прибегнуть к увеличению цен на различные товары в пределах от 5 до 15%, а также сокращать ассортимент некоторых скоропортящихся товаров.
Решение проблемы
Forbes пишет, что единственным выходом из ситуации является автономное обеспечение себя электроэнергией. Например, компания "Хлебодар" хочет создать собственную генерационную сеть, комбинируя солнечные, ветровые и другие виды генерации.
9 июня президент Всеукраинской ассоциации пекарей, директор ООО "Киев Хлеб" Юрий Дученко заявил, что уже в ближайшие несколько месяцев стоимость хлеба может вырасти на 30%.