Каждый раз после каждой важной международной резолюции в комментарии набегают люди, которые говорят, что это ничего не даст, что это только слова. Часто добавляют, что у нас нет никаких шансов победить, что у России есть ядерное оружие и тому подобное.
Начну с конца. Всем, кто хочет сдаться, потому что отчаялся, лучше было бы просто промолчать. Потому что пользы от ваших комментариев никакой, а вред есть: вы демотивируете тех, кто не хочет сдаваться.
Теперь перейдем к базовым вещам.
Как завершаются войны?
- Создается видение победы и послевоенного устройства мира.
- Вокруг этого видения формируется коалиция победителей – тех, кто воспользуется победой в процессе формирования коалиции видение корректируется.
- Сложившаяся коалиция начинает воплощать стратегию победы, выделяя необходимые для этого ресурсы и принимая соответствующие военные, политические, экономические, дипломатические и другие решения.
- После победы, коалиция победителей становится основой послевоенной системы международной безопасности.
На сегодня завершению войны мешает то, что наши западные партнеры боятся поражения России, равно как и поражения Украины. Поэтому они придерживаются стратегии постепенного уменьшения состоятельности России. По сути это война на истощение, в которой Украина истекает кровью. Даже при успешности такой стратегии, во-первых, не факт, что Украина продержится дольше, а не упадет первой; во-вторых, этой стратегии можно дать задний ход; в-третьих, даже в случае безоговорочной победы Украина выйдет из войны слишком истощенной, чтобы можно было восстановиться.
Нам нужно двигать наших партнеров к согласию на поражение России и установлению устойчивого мира, в котором Россия никогда больше не угрожает Украине и другим странам. Кроме врагов и партнеров, есть еще полторы сотни стран, которым все равно, или имеющие собственные интересы, или у которых есть различные причины не поддерживать Украину (я писал об этом в «балладе о не черно-белом мире»). От них нам также нужно согласие или по крайней мере не возражения.
Международные саммиты и парламентские ассамблеи как раз и являются механизмом выработки таких совместных решений. Выводы аналитических центров становятся текстами политических резолюций (не думайте, что это просто). Политические резолюции постепенно превращаются в конкретные решения по оружию, деньгам, санкциям, различным влияниям в политической, экономической, военной сфере, которые формируют нашу победу.
Позиция наших партнеров меняется. Сначала никто не верил, что мы сможем устоять больше нескольких недель. Героизм Вооруженных сил Украины и устойчивость украинского общества и государства убедили союзников начать нам скромную помощь. Усилия украинских политиков, дипломатов, военных, общественных активистов постепенно расширяли ассортимент и объем помощи. Это постепенный процесс, и люди, пишущие, что позиция наших партнеров неизменна с 2022 года, просто грешат против правды.
Номенклатура оружия десятками малых шагов выросла из «Джавелинов» до F-16. То же с санкциями, деньгами, трибуналами, международными статусами и другими инструментами победы. Надо не опускать руки, а настойчиво месяцами и годами добиваться своего, как это делают сотни людей, дружбой со многими из которых я горжусь.
Вам не нравились слова о глубокой обеспокоенности, но это было только начало. После этого было еще немало разного. Шаг за шагом. Добиваться своего. Раздражаюсь говорить «зачем все эти саммиты, конференции, ассамблеи и форумы, если нам просто нужны оружие, деньги и санкции» – это все равно, что раздраженно говорить «зачем мне идти в банк? мне не нужен банк, мне нужны деньги».
Потому что деньги в банках.
А решение в руках парламентов, правительств и президентов.
И их нужно добыть. Да, чтобы они были согласованы.
Убедить союзников, что поражение России допустимо.
Сначала допустимо.
Возможно.
Вероятно.
Желательно.
Безальтернативно.
Это длинный путь. Если вы знаете другой способ победить, напишите.