Война с нулевой суммой. В теории игр есть игры с нулевой суммой. Это когда существует только один победитель – все остальные проиграют. Последние события свидетельствуют о том, что Путин запустил сценарий войны с нулевой суммой.
С начала войны представление Путина о победе постоянно менялось. Сначала он представлял ее как захват Киева, бегство Зеленского, капитуляция Украины и Запада перед его требованиями, и большое новое соглашение, где за РФ закрепляется зона влияния.
После поражения под Киевом его представление о победе изменилось. Тогда это стало полным захватом территорий Донецкой и Луганской областей, как это и было обещано в СВО, и сохранение уже захваченных территорий. Ну и, конечно, «большое соглашение» об интересах России.
После еще нескольких сотен тысяч убитых россиян и жалких продвижений на несколько километров, его представление снова претерпело изменения. Теперь это просто признание его захваченных территорий. И неизменное условие – «большое соглашение» с Западом.
Однако, с самого начала войны Путин делает шаги, которые должны стать безапелляционными в признании его «победы», и все эти шаги разрушают его желаемую цель – великую сделку.
Итак, саму войну он начал с откровенной лжи, что никакого нападения он не планирует. Эта ложь и цинизм фактически подрывают возможность получить постоянные договоренности с диктатором. Для продолжения проблемы договоренностей – это постоянные заявления о возможности применения ядерного оружия. Понятно, что невозможно получить договоренности в условиях ядерного шантажа.
В конце концов, последний бессмысленный шаг Путина – это союз с Северной Кореей. В дополнение к двум предыдущим шагам теперь любые договоренности с ним означают, в том числе и опосредованное признание его союза с Северной Кореей.
Фактически, своими действиями Путин сделал невозможным достижение с ним любых мирных соглашений, и сделал невозможным достижение своих целей. В этой ситуации, к сожалению, нам нужно понимать, что никакого достижения мира через соглашение с ним – не произойдет.
Прекрасный пример – зерновая сделка. Попытка договориться по факту ни к чему не привела, поскольку то время, когда начали действовать договоренности, – это было время начала нашей победы на море. А по факту соглашение было прекращено Путиным, и единственное почему мы возим зерно по морю – потому что победили путинский флот.
Этот мой анализ подтверждает, что единственным, по состоянию на сегодня, возможным сценарием наступления горячего мира – это заморозка, которая произойдет из-за исчерпания сил сторонами, фактически, что-то близкое к корейскому сценарию. Это тоже может быть миром и достаточно устоявшимся, но единственной его гарантией являются мощные ВСУ.
Значит ли это, что мирные инициативы с нашей стороны напрасны? Нет. Мы боремся за международную поддержку с Путиным. И эти инициативы позволяют блокировать нарративы РФ, что единственный вариант мира – это договориться на их условиях.
Все остальные подлинные завершения войны и достижения мира станут возможны только после смерти Путина или ухода от власти. Это плохие новости и для нас, и для него. Но в его случае – это результат его стратегических просчетов и войны с нулевой суммой, в которой он не может победить, и не может позволить себе проиграть.