8 июля, понедельник
С картинками
Текстовый вид
ru
Украинский
Русский
Какую стратегию выбрать Украине для противодействия шантажу Орбана вопросами нацменьшинств
Какую стратегию выбрать Украине для противодействия шантажу Орбана вопросами нацменьшинств

Какую стратегию выбрать Украине для противодействия шантажу Орбана вопросами нацменьшинств

Вопрос прав меньшинств – вполне ожидаемо – появился на повестке дня переговоров Украины о вступлении в ЕС еще до их официального запуска.

Украина – далеко не первое государство-кандидат, которое с этим сталкивается, поэтому стоит разобраться, каковы реальные требования Евросоюза.

Ведь действительно, перед вступлением необходимо, во-первых, согласовать национальное законодательство с правом ЕС (в том числе в этой области), а во-вторых, заручиться политическим согласием всех государств-участников.

С последним сложнее всего.

О том, насколько правомерны требования, которые выдвинула Венгрия, а также как на это стоит отвечать Киеву, читайте в статье выпускницы программы дипломатических студий Оксфордского университета Виктории Халанчук Кривое зеркало Орбана.

Почему Украина не должна выполнять часть требований Венгрии.

Далее – краткое ее изложение.

Прежде всего, надо отметить: перед тем как Украина станет полноправным членом ЕС, мы действительно должны ввести в свое законодательство все положения так называемого acquis communautaire, то есть права Евросоюза, обязательные для государств-членов.

Но дело в том, что в Евросоюзе нет целостных законодательных рамок по нацменьшинствам.

Исключением являются лишь точечные акты acquis по противодействию дискриминации, политики в отношении ромов и тому подобное.

С одной стороны, соблюдение прав меньшинств является одним из ключевых требований к государствам-кандидатам; с другой – эти требования в ЕС не формализованы.

Поэтому в оценке того, имеет ли государство необходимый уровень защиты нацменьшинств, ЕС полагается прежде всего на нормы и инструментарий Совета Европы.

Речь идет прежде всего о Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств (далее – Рамочная конвенция) и Европейской хартии региональных языков или миноритарных языков (далее – Хартия).

Первая призвана предоставлять правовую защиту национальным меньшинствам, а вторая фокусируется на языковом разнообразии как культурном наследии Европы.

Именно на них должна была бы базироваться дискуссия Украины с Венгрией в вопросах национальных меньшинств.

Кроме этих обязывающих инструментов есть и так называемое мягкое право: стандарты и лучшие практики в рамках Совета Европы и ОБСЕ.

Но, к сожалению, под давлением Венгрии украинская сторона вместо анализа своих международных обязательств согласились на подход "есть венгерские требования, и Украина должна их выполнить".

Требования Венгрии можно условно разделить на две группы.

К первой можно отнести классические "красные линии", о которых известно обеим сторонам и которые не являются ни международными обязательствами, ни лучшими практиками.

Ко второй – технические вопросы, которые или Украина могла и должна была учесть еще на этапе разработки профильного закона (например, использование символики меньшинств), или же которые чрезмерно погружаются в юридические детали и не должны были бы быть предметом политических двусторонних переговоров – но стали ими.

Надо определять, что в определенной степени почву для венгерской критики создала спешка с разработкой закона о национальных меньшинствах и неучет опыта двусторонних отношений.

Но даже если венгерскую критику можно было минимизировать, избежать ее – нереально.

Для правительства Орбана вопрос меньшинств – это лишь инструмент, который задает тон политической игре.

Украине стоит изменить свою стратегию в этой игре.

Избавиться от амплуа ученицы-троечницы и перевести дискуссию с "венгерских требований" к "международным обязательствам Киева".

А в воплощении этих обязательств на самом деле Венгрии есть чему поучиться у Украины.

А также Украине надо помнить, что политика в вопросе меньшинств должна учитывать внутренние процессы и точно не должна базироваться на "венгерских требованиях", которые порой только подрывают общественное взаимопонимание, а также – через приравнивание к якобы "требованиям ЕС" – способны способствовать развитию евроскептицизма в перспективе.

Это серьезный риск, который в Украине, к сожалению, часто остается неучтенным.

Подробнее – в материале Виктории Халанчук Кривое зеркало Орбана.

Почему Украина не должна выполнять часть требований Венгрии.

Источник материала
Поделиться сюжетом