10 лет катастрофе Boeing MH17: вспоминаем «диспетчера Карлоса» и другое вранье России
10 лет катастрофе Boeing MH17: вспоминаем «диспетчера Карлоса» и другое вранье России

10 лет катастрофе Boeing MH17: вспоминаем «диспетчера Карлоса» и другое вранье России

Десять лет назад, 17 июля 2014 года, «Боинг» МН17, летевший из Нидерландов в Малайзию, был сбит над Донбассом. Погибли 298 человек - пассажиры и члены экипажа. Самолет был сбит пророссийскими боевиками из российского ЗРК «Бук», виновниками трагедии суд Нидерландов назвал «министра обороны «ДНР» Игоря Гиркина, а также российских военнослужащих Сергея Дубинского и Леонида Харченко. Их заочно приговорили к пожизненному заключению. Еще одного подозреваемого оправдали. Итог – не наказан никто. Коротко про вспоминает основные моменты этой катастрофы и ее расследования.

«Птичку» не жалко

Через десять лет остается только вспоминать, как это было. Представлять, что чувствовали пассажиры в последний миг жизни, попытаться понять логику того, кто отдал приказ стрелять по самолету, в очередной раз поразиться беззубой снисходительности европейского правосудия...

Ну и, конечно, припомнить, как изворачивалась Россия в попытках фальсифицировать доказательства того, что выстрелили россияне или те, кто с весны 2014 году начал считать себя таковыми. Обман, фейки, подложные документы, лживые свидетельства – и все это с абсолютно серьезной и даже обиженной миной, мол, как вы могли подумать, что это мы?

В июне этого года Россия даже заявила о том, что прекращает свое участие в разбирательстве, «инициированном Австралией и Нидерландами против РФ по делу о крушении малайзийского «Боинга» MH17 в Донбассе в 2014 году». Мол, страны отказываются провести «независимое расследование инцидента, ориентируясь на исключительно результаты псевдорасследования, полученные одной из сторон разбирательства».

"Псевдорасследованием" Россия называет многолетнюю работу Международной следственной группы (JIT), в состав которой входят представители Нидерландов, Австралии, Малайзии, Бельгии и Украины, а также Окружного суда в Гааге. Россияне попеняли, что их представителей не пригласили в JIT, хотя сами отказались отправлять своих представителей в состав следственной группы, которая начала работу через две недели после катастрофы. Кремль сразу назвал будущее расследование политизированным и предвзятым.

Воспоминания о том, как Россия пыталась доказать свою непричастность, бесстрастно хранит интернет. Начиная с сообщения на странице Игоря Гиркина в соцсети «ВКонтакте» 17 июля 2014 года: «В районе Тореза сбили самолет Ан-26, валяется где-то за шахтой «Прогресс». Предупреждали же - не летать в «нашем небе». «Птичка» упала за террикон, жилой сектор не зацепила. Мирные люди не пострадали».

 

Эту запись Гиркин начнет опровергать только через несколько лет и то – не в судах, а на ток-шоу. Тогда же, как вспоминают жители Донецка, в соцсетях царила радость: боевики праздновали сбитие «птички», считая, что попали в украинский военный самолет.

Российский «желтый» телеканал LifeNews сообщил, что прокремлевские боевики сбили украинский самолет Ан-26, и продемонстрировал видео с места катастрофы. Позже это видео удалили.

«Диспетчер Карлос» и остроглазый Захарченко

В тот же день уже почти серьезный телеканал «Россия» и его сайт Vesti.ru сообщил, что в районе аварии летали украинские истребители. Это якобы подтвердил некий испанский авиадиспетчер по имени Карлос, который работал в киевском аэропорту «Борисполь». Он, мол, следил за полетом «Боинга» из диспетчерской в Борисполе. Через два дня замминистра обороны РФ Анатолий Антонов даже ссылался на "данные Карлоса" в эфире телеканала «Россия-24». Правда, руководство аэропорта "Борисполь" заявило, что диспетчер по имени Карлос у них никогда не работал.

Отметился даже тогдашний «глава ДНР» Захарченко, который на "голубом глазу" заявил: «Я видел, как оно происходило... Было два самолета и был «Боинг». Потом два самолета улетели, а «Боинг» упал. «ДНР» не сбивала самолет по двум причинам. Первое - мы люди, а не звери, а второе - технических средств таких нет… Это были именно украинские самолеты… есть десятки свидетелей, которые видели то же самое».

Поскольку малайзийский «Боинг» был сбит на высоте 10 050 метров, остается только поразиться острому зрению главаря боевиков, увидевшему на высоте больше 10 километров а) самолеты и б) их украинские опознавательные знаки. После этих заявлений в соцсетях стали появляться осторожные предположения, что «глава ДНР» - идиот и всех таковыми считает.

Праздник идиотизма продолжался еще долго. На костях погибших взрослых и детей боевики плясали без устали: сначала не допускали миссию ОБСЕ для осмотра места, куда упали обломки самолета и тела жертв, затем оцепили место трагедии и выпотрошили чемоданы пассажиров – впоследствии части поклажи стали продаваться в интернете. Долго торговались, кому отдавать «черные ящики» сбитого самолета – наконец решили отдавать мало что понимающим во внешней политике РФ представителям Малайзии, а не враждебным Нидерландам.

В Голландии в память о катастрофе установлен монумент. 17 июля у него традиционно собираются родственники погибших. Фото: wikipedia.org

«Вы все врете»

Выяснение факта, кто и откуда стрелял, заняло львиную долю международного расследования. Россия отказывалась от наличия у нее ЗРК «Бук» вообще, затем – от определенной модели, потом переводила стрелки на украинцев – дескать, их «Бук», они стреляли, затем заявляла, что «Бук» российский, но из него не стреляли в тот день.

Международная следственная комиссия предоставила сотни свидетельских показаний, перехваченных переговоров россиян и местных сепаратистов, фото- и видеоматериалов (как из социальных сетей, так и полученных следствием), спутниковых снимков и данных разведок США и Нидерландов. «Вы все врете», - отвечала Россия, доводя до белого каления судей и до нервных срывов – родственников погибших пассажиров.

В марте 2020 года итоги расследования были переданы в суд, несмотря на протестующие вопли РФ. Практически все, что предоставили международные эксперты, суд принял во внимание: и свидетельские показания, и фотографии «Бука» из проезжавших мимо автомобилей, и спутниковые снимки, и главное – результаты математического моделирования и анализа катастрофы, а также ее трехмесячной реконструкции с использованием найденных обломков самолета.

Выводы расследователей были полностью подтверждены: «Бук» привезли из РФ на территорию, оккупированную самопровозглашенной «ДНР». Точнее – в поселок Первомайское под Торезом. Кнопку пуска нажали российские кадровые военные, поскольку у местных «повстанцев» не было необходимых знаний и навыков. «Бук» увезли обратно и сделали вид, что это не они.

Гаагский суд на своем выездном заседании в Амстердаме в ноябре 2022 года назвал имена виновных в крушении самолета:

  • Игорь Гиркин (Стрелков) - гражданин России – в то время (июль 2014 года) «министр обороны самопровозглашенной ДНР», отставной офицер ФСБ;
  • Сергей Дубинский - гражданин России – в то время старший офицер российской военной разведки в отставке;
  • Леонид Харченко - гражданин Украины - командир подразделения военной разведки «армии ДНР».

Да, лично никто из них ракету в «Боинг» не запускал, хотя Харченко вполне мог присутствовать на месте пуска. Но они как минимум обеспечили прибытие ЗРК «Бук» из России, а потом проконтролировали отправку «Бука» обратно на территорию России. И они прекрасно знали и понимали, для чего гоняют зенитно-ракетный комплекс туда-сюда…

Зачем россияне пригнали в Донецкую область ЗРК «Бук» - логичного объяснения так и не нашлось. Фото: wikipedia.org

Куда все подевались

Все эти десять лет Россия пытается убедить всех, что малайзийский «Боинг» сбила Украина. России никто не верит, но и тема не злободневная, так что это ей как бы простили. Украине в суде предъявили обвинение в том, что она не закрыла небо для гражданских самолетов над воюющим Донбассом. Но в том-то и дело, говорит Украина, что небо было закрыто до отметки 9750 метров, а «Боинг» шел гораздо выше. Вероятность того, что найдутся сумасшедшие, которые выстрелят в мирный самолет ракетой (чья дальность – около 16 км), конечно, существовала, но никто и предположить не мог, что это все-таки случится.

Впрочем, как минимум три человека знали об этом задолго. И ничего. По информации из открытых источников, Сергей Дубинский, он же «Хмурый», спокойно живет в Ростове, ездит отдыхать в Крым и в общем на жизнь не жалуется. О Леониде Харченко сведения обрываются в 2020 году, когда он был арестован в оккупированном Донецке за незаконное хранение оружия. Правда, есть мнения, что бывшего разведчика изолировали от возможного похищения спецслужбами Украины.

Еще один участник расследования – бывший ракетчик Владимир Цемах, которого суд также считал одним из подозреваемых в катастрофе «Боинга». В 2019 году украинским спецназовцам удалось вывезти его в Киев, но через несколько месяцев Цемаха отправили в Москву в рамках обмена пленными между Украиной и Россией. Сейчас он живет на территории «ДНР».

Олег Пулатов, подполковник запаса ВДВ армии России, считавшийся причастным к крушению «Боинга», был оправдан.

Отдувается за всех Гиркин-Стрелков, осужденный в своей родной России на 4 года тюрьмы. Правда, не по делу «Боинга» и не за другие военные преступления, а за «публичные призывы к экстремистской деятельности»: Гиркин посмел подумать о «возможной сдаче Крыма» и откровенно рассказал о невыплате довольствия российским военным.

Резюмируем: катастрофа «Боинга» уходит в небытие, страна-агрессор окончательно зарекомендовала себя еще и как страна-лгунья, десять лет ее вранья мало чему научили мир. Украина уже поняла, с кем имеет дело, а для некоторых государств, заигрывающих с РФ, - впереди еще много-много неприятных открытий…

Теги по теме
Самолет авиакатастрофа
Источник материала
Упоминаемые персоны
loader
loader