На валютном рынке — признаки легкой паники. Скорость роста курса американского доллара к гривне бьет все рекорды. В прошлую пятницу зафиксирован очередной прыжок. Психологический результат не замедлил: по итогам дня Национальный банк установил на 15 июля официальный курс на уровне 41,0434 грн/долл. Таким образом официальный курс впервые преодолел планку в 41 грн за доллар, установлен новый исторический рекорд. Евро в этот день зафиксировало уровень 44,69 грн. Что дальше?
Завтра будет дороже
В это трудно поверить, но еще в октябре прошлого года межбанк работал на уровнях немногим выше 36 грн/долл. Так что доллар набрал, а гривня потеряла 15% веса за очень короткий период.
Кроме форсажа курса национальной валюты, введение гибкого валютного курса и валютных послаблений поспособствовало и другим невеселым последствиям.
- Теперь для поддержания валютного курса по сравнению с началом прошлого года (когда действовал фиксированный курс) нужно тратить намного больше свободно конвертируемой валюты.
- Нарушена многолетняя традиция сильной гривни летом. В частности в минувшем летнем сезоне граждане больше продавали, чем покупали валюту. Но сейчас карманы простого человека едва ли не ежемесячно нуждаются в лишнем миллиарде долларов.
- Период фиксированного валютного курса характеризовался постоянными и весьма глубокими колебаниями валютных курсов в обе стороны, был маяк НБУ. Теперь периоды укрепления гривни очень неглубоки и чрезвычайно непродолжительны.
- Миллиарды долларов израсходованы не на подушку безопасности. Опустошение золотовалютных резервов (ЗВР) значительно ускорилось, вместе с тем транши партнеров получать все труднее.
- Бюджет недополучил десятки миллиардов гривен вследствие ежемесячной реализации на рынке «дешевой» валюты в предыдущие периоды.
Конечно, фиксированный валютный курс не мог оставаться на отметке 36,6 грн/долл., но никто же не мешал регулятору просто время от времени двигать фигуру (валютный курс) на шахматной доске. Разовое решение об установке тех же 41 или 42 грн за доллар США позволило бы:
— избежать многомесячного «праздника» на черном рынке и лишних миллиардов долларов затрат из государственной казны;
— найти для бюджета страны то, что сейчас ищут днем с огнем, — сотни миллиардов гривен;
— установить достаточно продолжительный ориентир на валютном рынке для всех его игроков до следующего изменения фиксированного курса.
Еще в конце прошлого года НБУ надеялся закончить 2024-й с показателем ЗВР более 45 млрд долл. Сейчас (по состоянию на 1 июля 2024 года) имеем 37,9 млрд долл. Падение продолжается третий месяц подряд после достижения исторического рекорда 43,76 млрд по итогам марта.
Конечно, это не только из-за задержки траншей партнеров, а прежде всего из-за существенного увеличения объемов валютных интервенций. В среднем от 100 до 150 млн долл. ежедневно стоит НБУ присутствие на рынке с момента изменения валютной стратегии. Хотя еще несколько лет назад такая сумма могла стабилизировать не один день, а полугодие.
Девальвационный налог на каждого
Правда, вторая половина 2024 года должна быть щедрой на валютные поступления от зарубежных партеров, и это облегчит судьбу НБУ. В июне внешняя помощь от международных партнеров Украине покрыла 37% потребностей в финансировании госбюджета. Это значительно больше, чем, например в мае — 0,4% потребностей.
Подтвержденные планы на последние месяцы года еще лучше. Так что вряд ли Нацбанк утратил рычаги управления рынком. Дело в другом — госбюджету нужны фантастические сотни миллиардов гривен, которые может обеспечить валютный рынок. Ведь планы закрыть бюджетные дырки налогами, вероятнее всего, отложат на начало следующего года из-за бюджетных процедур и сроков. Да и коммунальные тарифы пообещали больше не двигать как минимум до весны следующего года.
Вот и значит, что государству фактически приходится выбирать между банальным печатанием денег и обложением своеобразным девальвационным налогом каждого украинца. То есть выбирать, по сути, не из чего.
Соответственно все, что происходит на валютном рынке в последнее время, похоже на управляемое покорение новых валютных вершин, которые позволят поддержать государственный бюджет. Поэтому есть ожидания, что дальше, чем запланировано, доллар (по крайней мере) в этом году не выпустят. Ведь триллионный депозитный навес в финансовых учреждениях как селевый поток, который сейчас держат под контролем рамками запланированной девальвации гривны.
Население подкупают более чем 10-процентным депозитным доходом в гривне и демотивируют близким к нулю процентным вознаграждением валютных вкладов. Высокие проценты по государственным ценным бумагам также в моменте сдерживают игроков.
Поэтому сейчас все спокойно и ситуация развивается по умеренному (хотя и дорогому) девальвационному сценарию регулятора. Соответственно курс доллара на осень будет зависеть не от соотношения спроса и предложения, а, скорее, в разумных пределах от потребностей госбюджета.
Хотя никуда не девались и риски частично утратить курсовую управляемость и помочь доллару вырваться на волю. (Конечно, самый важный из них — ситуация на фронте.) При неблагоприятных обстоятельствах они могут превратить управляемую девальвацию в стремительную и неконтролируемую. Но этот крайний сценарий текущего года точно реализован не будет.
А вот следующий год сейчас действительно остается под большим вопросом. Хотя уже есть некоторые гарантированные внешние суммы и на этот период, но всего нужного объема поддержки госбюджета они не обеспечивают. Поэтому одна из задач НБУ — создать максимальную подушку безопасности на 2025 год.
Нужно напрячь все силы, чтобы экономически выжить и вместе с тем обеспечить всем необходимым военных и гарантировать социальную защиту населения. Правительство в начале этого года уже имело неприятный опыт жесткой экономии и приостановления всех возможных и невозможных расходов. По большому счету сейчас ничего принципиально не изменилось, просто сегодняшние проблемы несколько приглушили значительные транши от цивилизованных стран мира.
Доноры Украины: доллар по 45
Чтобы экономически выжить, Украине придется прислушаться к международным донорам, после консультаций с которыми правительство подало в Верховную Раду трехлетнюю бюджетную декларацию на 2025–2027 годы.
Этот документ определяет приоритеты бюджетной политики в разных сферах на среднесрочную перспективу, и именно на его основе правительство будет готовить проект госбюджета-2025. Относительно среднегодового курса гривни к доллару в документе заложены такие ориентиры:
2024 год — 40,7 грн;
2025 год — 45 грн;
2026 год — 46,5 грн;
2027 год — 46,4 грн.
Эти ориентиры практически совпадают с прогнозами МВФ. Судя по цифрам, этот большой донор также советует в следующем году приготовиться к скачку доллара.
Ориентиры МВФ
2024 год — 41,0 грн/долл.
2025 год — 45,8 грн/долл.
2026 год — 48,6 грн/долл.
2027 год — 50,4 грн/долл.
2028 год — 52,1 грн/долл.
2029 год — 54,1 грн/долл.
Поэтому действительно высокие темпы обесценения гривни у нас еще впереди.