Серия атак на украинские аэродромы: в начале июля россияне в очередной раз ударили баллистической ракетой военный аэродром в Миргороде. В частности, оккупанты пытались поразить вертолет Ми-24 Сил обороны. Как отмечают эксперты, это - важная цель, ведь найти замену практически невозможно.
Весной этого года свои последние Ми-24 Украине передала Чехия, а еще раньше - Северная Македония.
Почему этот тип авиатехники настолько важен и дефицитен? Во время российского вторжения в Украину, вертолеты Ми-24 активно применяются обеими сторонами, в частности, вероятно именно пара украинских Ми-24 весной 2022 года осуществила успешный ракетный удар по нефтебазе рф в Белгороде.
По состоянию на начало войны ВСУ имели значительный парк вертолетов Ми-24, которые перешли в наследство от советской армии, однако одним из насущных вопросов в решении проблем украинской штурмовой авиации остается модернизация этих машин.
В частности, основной такого осовременивания должна стать замена устаревших советских двигателей на новейшие газотурбинные силовые установки ТВ3-117ВМА-СБМ1В, которые производит запорожское АО "Мотор Сич". Важным является тот факт, что вертолетные двигатели от "Мотор Сичи" имеют высокий ресурс между ремонтами - 5 тысяч часов (для сравнения: у российских вертолетных двигателей - 2 тысячи часов), что является существенным преимуществом.
Заметим, в конце 2020 года предприятие "Мотор Сич" также завершило цикл испытаний металлических лопастей национального производства к вертолетам Ми-24. Тогда же эти комплектующие были приняты на вооружение украинской армии приказом Министра обороны Украины. Лопасти производства "Мотор Сичи" получили внутренний сертификат соответствия техническим условиям и комплекту конструкторской документации.
"Мотор Сич", которую много лет возглавлял известный ученый и управленец Вячеслав Богуслаев, является стратегическим предприятием для украинского ВПК.
Вообще следует констатировать, что расцвет запорожского авиамоторного производителя пришелся именно на период, когда "Мотор Сич" занимался господин Богуслаев. Недаром Решением Правительства в 2012 году Богуслаев был определен Генеральным конструктором по созданию и модернизации вертолетной техники. На "Мотор Сич" уже во времена Независимости выпускали авиационные двигатели, лопасти для вертолетов на основе композитных материалов, двигатели крылатых ракет, промышленные газотурбинные установки, агротехнику и двигатели для новых украинских противокорабельных ракет "Нептун". Двигателями "Мотор Сичи" оснащены и разведывательные и боевые дроны турецкой компании Bayraktar. Именно в эти времена, "Мотор Сич" сделала значительный вклад в развитие отечественного вертолетостроения, внедрив проекты модернизации вертолетов Ми-8 до версии МСБ и возвращения вертолетов Ми-2 в версии МСБ-2 "Надежда".
Следовательно, именно использование наработок ведущего отечественного производителя авиадвигателей может позволить Украине вернуть в строй армейской авиации десятки ударных вертолетов советского образца и тем самым повысить боеспособность ВСУ в небе.