По мнению польского обозревателя Мацея Шопы, ВКС РФ испытывают несколько ключевых проблем, среди которых большой износ эксплуатируемой техники, а также низкие темпы производства новых машин.
Президент Украины Владимир Зеленский на саммите НАТО в Вашингтоне заявил, что Россия ежедневно использует против Украины около 300 боевых самолетов. Это заявление привлекает внимание к состоянию Воздушно-космических сил (ВКС) России и их реальным возможностям на сегодняшний день. Подробно о боеготовности российской военной авиации рассказал в своем материале польский обозреватель Defence 24 Мацей Шопа.
Эффективность и состояние самолетного парка ВКС РФ
Сравнение состояния боеготовности российских ВКС с силами НАТО показывает значительные различия. В то время как средний уровень боеготовности F-16 в НАТО колеблется от 40% (Греция) до 70% (США), российские воздушные силы демонстрируют более низкие показатели из-за ряда факторов, включая недостаточное техническое обслуживание, коррупцию и износ техники.
Советские и российские самолеты имеют меньший ресурс налета по сравнению с западными аналогами, что снижает их боевую эффективность, отмечает аналитик.
"В то время как американские боевые самолеты строились с запланированным сроком службы 6 000-8 000 часов в воздухе, и в настоящее время реализуются программы по увеличению этого срока до 12 000 часов и более, советские, а затем и российские самолеты были рассчитаны на 4 000 (МиГ-29) или 5 000 (Су-27) часов налета", — утверждает Шопа.
До начала войны в Украине российский самолетный парк насчитывал около 1200 машин. Однако многие из этих самолетов приближаются к концу своего жизненного цикла. Такие машины, как Су-24, Су-25, МиГ-31, МиГ-29 и Су-27 активно используются, но часто испытывают проблемы с техническим состоянием и модернизацией. Причем украинские силы регулярно сообщают об уничтожении российских самолетов, что подтверждается видеоматериалами и докладами с мест.
Производственные проблемы и потери
Россия сталкивается с трудностями и в производстве новых самолетов. Так в 2022 году было поставлено 27 новых самолетов, в 2023 году — 24, а за первые шесть месяцев 2024 года — всего шесть новых машин. Это указывает на значительные проблемы в авиастроительной отрасли, связанные с нехваткой современных компонентов и санкциями.
Польский аналитик со ссылкой на данные инженера аналитического центра RAND Corporation Майкла Бонэрта подчеркивает, что только из-за эксплуатационного износа русским придется вывести из эксплуатации около 60 боевых самолетов в этом году. И это все без учета сбитых и уничтоженных украинскими силами российских самолетов на своих базах.
Дело в том, что только за первые шесть месяцев этого года украинская сторона опубликовала доказательства полного уничтожения 12 самолетов. К этому числу можно добавить уничтожение двух самолетов раннего предупреждения А-50
Таким образом на сегодняшний день реальная численность российского боевого авиационного парка составляет около 850 самолетов. Из них около 340-360 машин считаются относительно современными. Потери от боевых действий и износа техники, а также недостаточное производство новых самолетов, ослабляют возможности российских ВВС.
Список оставшихся в строю самолетов включает:
- Стратегические бомбардировщики — 59 самолетов Ту-22М3, около 50 Ту-95 и 17 Ту-160 (всего 126 машин).
- Многоцелевые самолеты — Су-30СМ/СМ2 (около 120 машин).
- Фронтовые бомбардировщики — Су-34 (110-120 машин).
- Истребители четвертого поколения — Су-35С (100-110 машин).
- Истребители пятого поколения — Су-57 (десяток машин).
- Новые истребители МиГ-35 — (шесть машин).
- Истребители-перехватчики — МиГ-31 (80-90 машин).
- Штурмовики — Су-25 (около 160 машин).
- Старые, частично модернизированные — Су-27 (около 100 машин).
"Эти цифры свидетельствуют о том, что Россия не только не смогла нарастить свой скромный авиастроительный потенциал, но, похоже, он становится все слабее и слабее", — подытожил Шопа.
Важно ВКС РФ получили первые модернизированные истребители МиГ-31БМ: что известно о машинах