Около 800 000 мужчин в Украине ушли в «подполье», чтобы избежать мобилизации, сменили адрес проживания и устроились на неофициальную работу, заявил в комментарии Financial Times народный депутат, председатель комитета по экономическому развитию в Верховной Раде Дмитрий Наталуха.
Депутат отметил, что это привело к тому, что военнослужащие нацелились на такие компании, как "Интерпайп", где работники официально оформлены и физически присутствуют на заводе.
Компания "Интерпайп" имеет статус стратегического предприятия, но все равно не может забронировать своих работников. В случае их мобилизации предприятию придется сократить свои мощности, что соответственно спровоцирует уменьшение уплаты налогов в бюджет.
Наталуха говорит, что украинские компании уже потеряли в среднем 10-20% рабочей силы из-за призыва на военную службу или эмиграцию. Восстановление российского наступления в этом году, повлекшее большее количество смертей и разрушений, а также перебои с электроснабжением, может заставить еще больше людей уехать.
«Все больше и больше предприятий будут закрываться просто потому, что не будет достаточно ресурсов, чтобы продолжать работать», - утверждает Наталуха и добавляет, что это будет иметь серьезные последствия для экономики.
Он отмечает, что государство должно решить этот вопрос не дальше конца сентября. Речь идет о законопроекте по экономическому бронированию. Правда, в обществе он вызвал серьезные дискуссии.
Речь идет об инициативе, которая позволит компаниям платить военный сбор в размере 20 000 гривен за каждого работника в месяц, чтобы уберечь их от призыва в армию. Второй законопроект предлагает освободить от уплаты военного сбора всех украинских мужчин, получающих зарплату более 36 500 гривен.
По словам Наталухи, первый вариант освободит от военной службы около 895 000 мужчин и позволит собрать для армии около 200 миллиардов гривен.
"Это деньги, которые не зависят от того, в каком настроении проснется Виктор Орбан или кто станет следующим президентом США", - сказал Наталуха.
Однако часть общества не одобряет такой подход.
«Логика не работает. У нас не хватает людей, желающих воевать.. а потом мы уменьшаем их количество еще больше», - отмечает юрист и ветеран Маси Найем.
Он говорит, что это несправедливо по поводу тех, кто уже оказался на фронте или будет мобилизован впоследствии.
Однако многие люди указывают, что система призыва уже несправедлива из-за широко распространенной коррупции, поскольку украинцы тратят от 700 мл до 2 млрд гривен в год на «покупку» освобождающих от призыва документов.
«Люди, у которых есть средства, просто покупают себе выход. Таким образом, мы возвращаемся к тому, с чего начали: бедные идут в армию, а имеющие средства не идут», - отметила исполнительный директор Европейской Бизнес Ассоциации Анна Деревянко.
Она добавила, что средства «идут не в государственный бюджет, а прямо в карман» коррумпированных чиновников.
Наталуха считает, что если правительство выберет один из вариантов экономических льгот, то это, скорее всего, будет второй, по которому мужчины, получающие сверх определенной зарплаты, освобождаются от уплаты налогов. Это связано с тем, что это будет стимулировать людей выйти из теневой экономики, задекларировать свои доходы и платить налоги.
В материале "Экономическое бронирование: легенды и действительность" Андрей Длигач анализировал с полутора десятков легенд об экономическом бронировании, аргументированно обосновывая, почему эта инициатива нужна государству.