С 8 августа в украинском прокате стартовал мистический фолк-хоррор «Баня дьявола», который отметился «Серебряным медведем» за выдающийся художественный вклад (операторскую работу) на февральском Берлинале и будет выдвигаться на следующий «Оскар» от Австрии в категории «Лучший международный фильм». В рецензии ниже рассказываем, почему эта лента требует от зрителя определенной психологической устойчивости и будет ли та в итоге чем-то вознаграждена. Небольшой спойлер — нет.
Плюсы:
авторам удается достичь поставленных целей по воздействию на зрителя; последняя треть держит чрезвычайно высокое напряжение; с технической стороны все выполнено на высшем уровне; выдающийся перфоманс от Ани Плашг; замечательный саундтрек, написанный ею же;
Минусы:
медленное повествование и его депрессивная тональность понравятся далеко не всем; нужно ли вообще такое кино украинскому зрителю сегодня — вопрос дискуссионный;
«Баня дьявола» / Des Teufels Bad
Жанр историческая драма, фольк-хоррор
Режиссеры Вероника Франц, Северин Фиала
В ролях Аня Плашг, Мария Гофштаттер, Дэвид Шейд, Наталья Баранова, Клаудия Мартини, Лукас Вальхер
Премьера кинотеатры
Год выпуска 2024
Сайт IMDb
Верхняя Австрия, 1750 год. Молодая набожная женщина по имени Агнес выходит замуж за деревенского рыбака Вольфа и перебирается вместе с ним в уединенный домик посреди леса. Но то, что казалось началом новой, счастливой жизни превращается для страждущей в настоящий ад. Кроме того, что Агнес постоянно получает замечания от недружелюбно настроенной свекрови, так еще и Вольф не желает выполнять свой супружеский долг. А женщина буквально грезит о ребенке.
Постепенно несчастливая семейная жизнь, одиночество, постоянное присутствие свекрови, патриархальный уклад и невозможность родить ребенка сильно бьют по психике не готовой к таким испытаниям героини. Она все больше замыкается в себе, у нее развивается глубокая депрессия и теряется смысл жизни. Вскоре это приводит к трагическим последствиям.
Сюжет «Бани дьявола» основан на историческом исследовании Кэти Стюарт, в котором идет речь о так называемом «косвенном самоубийстве». Этот новый вид преступления был распространен в XVII и XVIII веках в Европе. Склонные к самоубийству боялись вечного проклятия, поэтому решались на убийство, после чего сдавались властям и ожидали казни. Преступники надеялись, что после покаяния и исповеди у них будет шанс на спасение. Это преступление совершали преимущественно женщины, а их жертвами становились дети, о чем свидетельствуют более 400 исторических документов, которые касались только немецкоязычных регионов.Уже в первой же сцене лента бьет по зрителю крайне неприятной сценой: женщина берет на руки младенца, успокаивает его, направляясь куда-то сквозь лес, доходит до водопада и бросает ребенка в пропасть. Затем совершенно спокойно признается в содеянном тюремщикам, ну а далее ее судьба понятна. Эта сцена задает тон всему повествованию. По сути, оно соткано из сплошной мрачности и депрессивности.
Что касается содержания, то и здесь при желании можно обнаружить определенные точки соприкосновения, но история режиссерского дуэта Вероники Франц и Северина Фиала не то чтобы проще, а приземленнее и в целом о другом. Там, где у Астера были зловещие языческие ритуалы, яркие праздничные наряды и нечто крайне необычное как в глазах персонажей, так и зрителя, у Франц и Фиала — христианское верование, сплошь неприметное отрепье и непритязательная, понятная каждому ежедневная рутина, которая также существенно повлияла на главную героиню.
Последняя же очень напомнила многострадального Блейка из драмы Гаса Ван Сента «Последние дни» (2005), в которой явно подразумевался Курт Кобейн. Там, если вспомнить, герой так же бессмысленно бродил по лесу, потерял связь с реальностью, после чего в ход пошло ружье. Но если в картине Ван Сента герой давно пересек точку невозврата и просто готовился к неизбежному, то в «Бане дьявола» показан весь путь угасания личности, ее падение в психологическую тюрьму, из которой нет другого выхода, кроме как прекратить свое жалкое существование.
«Баня дьявола» — сплошь депрессивное, тяжелое для восприятия кино, а его безысходность гораздо страшнее любого голливудского демона или зомби. Хотя именно таким термином и можно охарактеризовать Агнес: она — ходячий мертвец, у которого нет никакой надежды на «антивирус», какие бы причудливые процедуры не проводил местный цирюльник.Фильм чрезвычайно талантливо поставлен и прекрасно сыгран, а исполнительница основной партии, австрийская музыкантка и автор проекта Soap & Skin Аня Плашг, заслуживает самых высоких оценок за свой выдающийся перфоманс.
Но у этой медали существует и обратная сторона, а именно — насколько такое психологически тяжелое, способное буквально опустошить тебя эмоционально кино нужно сегодня украинскому зрителю, который и без того находится в постоянном стрессе. Трудно себе представить человека, которому захочется по собственной воле пойти на эту мрачную и неторопливую ленту в кинотеатр, где в кадре будут фигурировать отрезанные пальцы, отрубленные головы, опарыши, перерезание горла козе и дальнейшая ее обработка в подвешенном вверх ногами состоянии, убийство младенца и, главное, отсутствие смысла жизни.
Поэтому перед тем, как решиться на просмотр, стоит иметь в виду, что сколь-либо приятный опыт здесь не предусмотрен априори. А надо оно вам или нет — вопрос личного выбора.
Вывод:
Какой бы заезженной ни была подобная характеристика, но «Баня дьявола» — то самое «кино не для всех».