От J-5 до J-35: эксперты назвали 8 истребителей, которые Китай скопировал у США и РФ
От J-5 до J-35: эксперты назвали 8 истребителей, которые Китай скопировал у США и РФ

От J-5 до J-35: эксперты назвали 8 истребителей, которые Китай скопировал у США и РФ

Маршал авиации Индии в отставке Анил Чопра отметил, что китайская авиационная промышленность сделала значительные успехи, однако эти достижения чзачастую основаны на заимствованиях и реверс-инжиниринге.

Китайские правительственные СМИ постоянно рассказывают миру о быстро развивающейся авиационной промышленности КНР. Однако многие критики утверждают, что значительная часть китайских военных технологий, включая авиационные разработки, основана на копировании иностранных образцов без учета интеллектуальной собственности. В связи с этим маршал авиации Индии в отставке Анил Чопра определил восемь образцов боевых самолетов Поднебесной, которые были в той или иной мере скопированы у США и России.

Первые копии

Истоки китайской авиационной промышленности берут начало с помощью Советского Союза. В годы Корейской войны Шэньянская авиастроительная корпорация создала двухместный учебно-тренировочный самолет МиГ-15УТИ под обозначением JJ-2. В 1956 году Китай начал производство копий МиГ-15, а затем перешел к производству Shenyang J-5 (МиГ-17) и Shenyang J-6 (МиГ-19) по лицензии.

Китайский самолет Shenyang J-5
Фото: wiki

Chengdu J-7 и Shenyang J-8

СССР передал технологии МиГ-21 Китаю в начале 1960-х годов, но после китайско-советского раскола сотрудничество было приостановлено. Китайцам удалось воспроизвести МиГ-21, что привело к созданию Chengdu J-7.

Разработка Shenyang J-8, первого китайского истребителя собственной разработки, началась в 1960-х годах, но производственные трудности и политические потрясения задержали его ввод в эксплуатацию до 1980 года.

Перехватчик НОАК Shenyang J-8
Фото: Открытые источники

Chengdu J-10

J-10, также известный как "Энергичный дракон", является копией израильского истребителя Lavi, разработанного на основе американского F-16. В 1980-х годах Китай получил доступ к технологиям F-16 через израильский проект Lavi, что и позволило создать J-10.

Этот истребитель стал значительным шагом вперед для китайской авиации, получив множество усовершенствований, включая систему управления fly-by-wire.

Истребитель НОАК Chengdu J-10
Фото: hdpic.club

Shenyang J-11 и J-16

J-11 появился в результате лицензионного соглашения с Россией на производство Су-27СК. Китай начал заменять российские компоненты на отечественные, что привело к созданию J-11B. В дальнейшем Китай разработал J-16, модифицированный и обновленный Су-27, включающий современные китайские технологии.

Фото: hdpic.club

Shenyang J-15

J-15, известный как "Летающая акула", является копией российского Су-33. Китай получил незавершенный прототип Су-33 от Украины и, используя реверс-инжиниринг, создал J-15 для ВМС НОАК. Этот истребитель служит основным самолетом авианосного базирования в Китае.

Китайский палубный истребитель Shenyang J-15
Фото: hdpic.club

Chengdu J-20

J-20, первый китайский стелс-истребитель пятого поколения, имеет значительное сходство с американским F-22 Raptor. Китайский инженер Су Бин был приговорен к тюремному заключению за кражу планов F-22, что позволило Китаю разработать данную машину. Несмотря на это, многие эксперты считают, что J-20 обладает большей радиолокационной заметностью по сравнению с F-22 из-за ограничений китайских технологий.

Истребитель Chengdu J-20 НОАК
Фото: hdpic.club

Shenyang J-31/J-35

Shenyang J-31, также известный как J-35, является копией американского F-35 Lightning II. Он разработан для экспорта и как истребитель авианосного базирования. Самолет продолжает испытания и, вероятно, станет основным истребителем авианосного базирования в будущем.

Китайский стелс-истребитель Shenyang J-31

Заключение

Анил Чопра отмечает, что китайская авиационная промышленность сделала значительные успехи, однако эти достижения часто основаны на копировании и адаптации иностранных технологий. Стратегия заимствования и реверс-инжиниринга помогла китайским специалистам сократить затраты на исследования и разработки, но также привела к критике со стороны международного сообщества.

В будущем Китаю предстоит доказать свою способность к инновациям и развитию собственных технологий без нарушения прав интеллектуальной собственности.

Важно Боевые крылья Поднебесной: каким парком новейших J-20 может похвастаться Китай
Теги по теме
Китай авиация
Источник материала
loader
loader