Снижение тарифов на грузовые перевозки по железной дороге – распространенный европейский опыт, помогающий стимулировать экономику и увеличить объемы грузов. Украине же это поможет спасти дороги, ведь нагрузка на них значительно увеличилась после роста тарифов УЗ.
Об этом рассказал директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк.
«Снижение тарифов – это европейский опыт. Сама Укрзализныця демонстрирует, как это может работать. Одна из последних новаций – это введение 30-процентного снижения на отправку зерновых грузов с прифронтовых станций. Опять же вопрос: почему только зерновых? Ведь все предприятия, работающие на линии столкновения или около линии столкновения, находятся в равных условиях и работают с чрезвычайно большим порогом опасности. Но преференция была предоставлена только зерновым грузам. Но это сразу показало свою эффективность, когда отправки этих станций сразу выросли. Бизнес сразу почувствовал возможность того, что можно везти подешевле, и начал работать с этим грузопотоком», — говорит эксперт.
Таким образом, по его словам, поступали в Германии, чтобы добиться увеличения доли железной дороги в транспорте – потому что это экологично и скорее способ доставки очень часто.
«В этом – стимулирующая роль тарифа. А у нас почему тариф рассматривается исключительно как фискальная история – когда просто средства забираются у бизнеса и перекачиваются в государственный бюджет. Это может работать, когда экономика находится в хорошем состоянии. Но сейчас точно не та ситуация. Зачем добивать эту отрасль еще поднятием тарифов? Этот вопрос открыт, и я надеюсь, что его будут серьезно обсуждать на уровне профильных министерств», – отметил Вовк.
Он также подчеркнул, что после рекордного повышения тарифов экспортеры направили свои грузы на автодороги, что приводит к разрушению покрытия и усложняет движение.
«Значительная часть грузопотока идет на дороги, и мы вынуждены, как дураки, платить дважды. Сначала мы заберем деньги, перекачаем их в бюджет через дивиденды Укрзализныци, а затем гораздо большие средства мы будем вынуждены удерживать, тратить на поддержание дорог в адекватном состоянии. Особенно остро ощущается этот вопрос в припортовых регионах – когда количество автомобильных зерновозов при повышении тарифов просто критически растет и речь идет о тотальной загрузке. Непродуманная тарифная политика как раз ведет к тому, что бизнес будет искать другие возможности. Он либо уменьшит объемы производства, либо перейдет на другую модальность, перейдет на автомобильные дороги, что на конечном этапе будет стоить бюджету гораздо дороже», — резюмировал эксперт.