F-16X задумывался как экономически эффективный боевой самолет нового поколения и должен был стать основным боевым самолетом ВВС США. Почему же он так и не был построен?
F-16X, также известный как Falcon 2000, должен был стать развитием F-16 Fighting Falcon, включающим в себя передовые характеристики, позаимствованные у F-22 Raptor. F-16X отличался бесхвостой конструкцией, двигателями с изменяемой тягой и применением композитных материалов для повышенной скрытности, маневренности и топливной эффективности.
Фокус перевел статью бывшего сотрудника Конгресса и геополитического аналитика Брэндона Дж. Вайхерта о варианте легендарного истребителя F-16 — Falcon 2000.
- F-16X задумывался как экономически эффективный боевой самолет нового поколения с усовершенствованной авионикой и увеличенной дальностью полета, который мог бы стать доступной альтернативой F-35 Lightning II.
- Несмотря на свой потенциал, F-16X так и не был построен, оставив без ответа один из самых интригующих вопросов "а что если" в истории ВВС США.
F-16X должен был стать основным боевым самолетом ВВС США
До появления F-22 Raptor лучшим боевым самолетом ВВС США был F-16 Fighting Falcon. Хотите – верьте, хотите – нет, но F-16 вполне мог бы его превзойти. На протяжении десятилетий выдвигались множество предложений с откровенно дикими вариантами F-16.
Одним из них был F-16X, известный также как Falcon 2000.
Если бы Пентагон одобрил это предложение, F-16X поступил бы в производство в 2010 году. Его конструкция во многом вдохновлялась F-22 Raptor.
В этом боевом самолете планировалось использовать новейшие композитные материалы. Таким образом, вес птички должен был значительно уменьшиться, что повысило бы общие характеристики самолета. F-16X также включал новую конструкцию крыла, вдохновленную F-22. Эти новые крылья были более аэродинамичными, увеличивая ресурс самолета и уменьшая сопротивление. Самолет мог лететь быстрее, чем его предшественник F-16, и обладал гораздо лучшей маневренностью.
F-16X должен был стать более скрытным, чем F-16. Благодаря композитной обшивке и бесхвостой конструкции, F-16X было бы сложно отследить с помощью радаров. Таким образом, F-16X получил бы значительные преимущества в бою перед любым вражеским самолетом.
Предложенный F-16X опережал свое время и в других отношениях.
Некоторые ключевые особенности
Одной из особенностей конструкции F-16X было то, что он должен был стать бесхвостой птицей, использующей двигатели с вектором тяги для управления самолетом в полете. Эти возможности на порядок превосходили оригинальный F-16. Они не были похожи ни на что, что эксплуатировали ВВС, кроме боевых самолетов пятого поколения.
Бесхвостая конструкция также должна была появиться в боевом самолете X-44 MANTA, предложенном в качестве продолжения успешной программы F-22. Когда X-44 так и не вышел за пределы чертежной доски, мечта о бесхвостом самолете с векторной тягой воплотилась в планах самолета шестого поколения ВВС – Next Generation Air Dominance.
Двигатели F-16X должны были увеличить топливную эффективность и дальность полета, сократив при этом количество дозаправок в воздухе, необходимых для выполнения дальних миссий. Согласно сайту F-16.net, гипотетический F-16X "будет иметь вдвое большую дальность полета, чем F/A-18 E/F, за две трети его стоимости".
По мнению Key Aero, увеличение топливной эффективности и дальности полета F-16X позволило бы ему нести еще более впечатляющий набор вооружения, чем у его собрата F-16.
Эта птичка обладала солидным набором новых систем, которые в конечном итоге будут внедрены в будущие варианты F-16, а также в другие самолеты ВВС. F-16X имел улучшенную компоновку кабины пилота, более эргономичный дизайн и множество современных систем отображения информации.
F-16X также имел очень продвинутый комплекс авионики и датчиков. Он был оснащен современными радарами и средствами радиоэлектронной борьбы, а также передовыми системами целеуказания, которые позволяли F-16X поражать цели с большей точностью на больших расстояниях.
Доступный F-35?
Американский F-16X – это история о том, что могло бы случиться. Будучи действительно разработкой нового поколения за небольшую долю стоимости боевых самолетов нового поколения, он, вероятно, стал бы лучшим выбором, чем даже F-35 Lightning II, который превратился в основной боевой самолет вооруженных сил США в последнее десятилетие. F-16X предлагал возможности нового поколения по конкурентоспособной цене.
Кроме того, его было проще строить и обслуживать, поскольку инфраструктура уже была готова к выполнению аналогичных задач для F-16.
Увы, правительство, в своей бесконечной мудрости, предпочло оставить F-16X на чертежной доске в пользу F-35.
Всегда занятно рассуждать о том, что могло бы быть. И F-16X – один из главных неотвеченных вопросов "что если".
Об авторе
Брэндон Дж. Вайхерт – аналитик по национальной безопасности National Interest, бывший сотрудник Конгресса и геополитический аналитик, пишущий для The Washington Times, Asia Times и The-Pipeline. Автор книг "Winning Space: How America Remains a Superpower", "Biohacked: China's Race to Control Life" и "The Shadow War: Iran's Quest for Supremacy". Его следующая книга, A Disaster of Our Own Making: How the West Lost Ukraine, выйдет 22 октября в издательстве Encounter Books. За Вайхертом можно следить в Twitter: @WeTheBrandon.