Верховная Рада таки приняла законопроект о запрете религиозных организаций, связанных с РФ. Политолог Владимир Фесенко, не касаясь нюансов документа, поднимает вопрос более общего характера: как быстро исчезнет из украинской действительности УПЦ МП и какое сопротивление этому можно ожидать.
В ближайшее время нас ожидает своеобразная мини-революция в духовно-идеологической сфере. Президент Зеленский на встрече с Советом Церквей и религиозных организаций заявил, что предложил Верховной Раде Украины поддержать правительственный законопроект о духовной независимости Украины...
И это явно будет приурочено ко Дню Независимости Украины.
Поскольку работа над этим законопроектом продолжалась вплоть до последнего времени (профильный парламентский комитет принял его в пятницу 16 августа, в частности принято большое количество поправок и дополнений), я воздержусь от его оценки. Думаю, что лучше это сделают специалисты в этой сфере.
Обращу внимание лишь на некоторые принципиальные моменты.
Во-первых, очевидно, что после принятия этого законопроекта УПЦ МП уже не сможет существовать в нынешнем виде. Но это не означает, что сама эта церковь одномоментно исчезнет. И в нормативном и в процедурном плане будет определенный переходный период. И на самом деле, главная задача заключается не просто в принятии этого законопроекта, а в реальном и эффективном обеспечении тех трансформационных процессов, которые прописаны в этом законопроекте. В этом контексте надо помнить о нашей традиционной проблеме — мало принять закон, надо еще должным образом обеспечить его выполнение. У нас, к сожалению, очень часто буква закона не всегда коррелирует с практикой его применения.
Во-вторых, с высокой вероятностью, будет масштабное сопротивление реализации этого закона — и протестное, и юридическое (обжалование его отдельных норм и практики выполнения в судах, в частности в Конституционном суде Украины и Европейском суде по правам человека), информационно-политическое (проведение информационно-политических кампаний против запрета УПЦ МП в Украине, за рубежом, в частности в различных международных организациях), а также бюрократическое (торможение и имитация его выполнения). И к этому надо готовиться, планируя соответствующие контрмеры.
В-третьих, принятие этого закона означает, что украинская власть не собирается торговаться с Россией темой статуса УПЦ-МП в процессе будущих мирных переговоров. Но почти наверняка Россия будет настаивать, что условием прекращения войны должно быть восстановление московской церкви в Украине. К этой проблеме также надо готовиться.
Автор выражает личное мнение, которое может не совпадать с позицией редакции. Ответственность за опубликованные данные в рубрике "Мнения" несет автор.
Важно У УПЦ МП есть 9 месяцев: Рада приняла закон о запрете религиозных организаций, связанных с РФ