Как сформировать в Украине культуру популяризации науки
Как сформировать в Украине культуру популяризации науки

Как сформировать в Украине культуру популяризации науки

Как сформировать в Украине культуру популяризации науки

Много ли мы слышим об украинской науке и ученых? Кроме периодических упоминаний в Фейсбуке о математике Марине Вязовской или популярных колонок историка Ярослава Грицака, вряд ли. Но украинский сектор науки и исследований не стоит на месте, особенно в условиях поиска технологических и мировоззренческих решений для противодействия российской агрессии. И популяризация украинской науки чрезвычайно важна по нескольким причинам. Прежде всего, это в интересах самого общества, поскольку позволяет лучше ориентироваться в сложных научных вопросах и отличать факты от фейков и дезинформации. Но так же важна она и для ученых большее внимание со стороны общества к науке означает большее внимание со стороны нашего государства и международных партнеров, а следовательно, увеличение поддержки и новые грантовые возможности. Но как об украинских ученых узнает мир, если о них не знает даже наша внутренняя аудитория?

«В Украине нет сформированного понимания ценности популяризации науки как важной составляющей современных государства и общества. Это непонимание усугубилось во время пандемии COVID-19 и военного положения на фоне распространения псевдонаучных концепций и идей». Так сформулировали одну из ключевых проблем во взаимодействии ученых и широкого общества авторы белой книги «Популяризация науки во время кризисов и войн: вызовы и возможности».

Действительно, в среде украинских ученых не сформировалась культура популяризации собственных исследований. Более того, объяснять сложные научные термины понятным языком некоторые ученые до сих пор считают чем-то недостойным их высокого научного статуса, ведь во время упрощения часто теряется научная точность. Кроме того, вокруг популяризаторских текстов, которые понятным широкой массе языком рассказывают об исследованиях и открытиях ученых, ведутся дискуссии — где пролегает граница между плагиатом и пересказом ради популяризации.

Популяризировать науку никто не учит и к этому никто не приучает. Все официальные требования о получении научной степени или ученого звания не содержат соответствующих пунктов. Для того чтобы получить звание кандидата наук или профессора, не важно, сколько людей хотя бы поверхностно ознакомятся с результатами твоей работы, достаточно, чтобы о содержании диссертации знал научный руководитель, оппоненты и члены ученого совета. Так что получаем ситуацию, когда лишь единицы среди ученых самостоятельно овладевают искусством популяризировать науку — либо благодаря собственному таланту и настойчивости, либо если имеют опыт массовой коммуникации.

Конечно, нет смысла добавлять новые требования к нынешним МОНовским документам, которые уже перенасыщены ими. Ведь тогда распространенная сейчас имитация науки может так же «успешно» перерасти в имитацию популяризации.

Зато однозначно должны действовать разные стимулы в виде государственных и негосударственных программ содействия популяризации науки. Это обычная практика за рубежом. Например, в рамках программ ЕС поддержку получают не только фундаментальные или прикладные научные исследования, но и проекты, способствующие большей заинтересованности вопросами науки. Это реализуется благодаря интересным тематическим фокусам: одни проекты рассказывают об арктических экспедициях, другие — об изучении морских млекопитающих и т.п.

Что же у нас есть на сегодняшний день в Украине? Позитивным аспектом является то, что с момента принятия в 2015 году Закона «О научной и научно-технической деятельности» популяризация науки на официальном уровне признана частью этого вида деятельности. Однако путь от декларирования до воплощения на практике за десять лет оказался очень непростым.

Вот, например, одно из положений закона предусматривает, что научные учреждения могут тратить свои поступления на популяризацию научных исследований. Вместе с тем можно вспомнить немного примеров такого внутреннего финансирования. Очевидно, научные учреждения не имеют для этого достаточно средств, навыков, а может, и желания.

Другая возможность, предусмотренная в законе, — получение государственного грантового финансирования на популяризацию науки, в частности в рамках Национального фонда исследований Украины (НФИУ). Но здесь тоже была проблема: в первом варианте Порядка конкурсного отбора и финансирования проектов НФИУ о популяризации науки не было сказано ни слова, а следовательно, и соответствующих конкурсов не проводили.

Небольшое, но активное сообщество украинских популяризаторов науки позитивно встретило новость о том, что Кабмин в 2023 году внес изменения в этот порядок, включив проекты по популяризации науки в возможную сферу финансирования. В перспективе ситуация стала выглядеть лучше, ведь с точки зрения законодательства проводить конкурсы по популяризации науки стало теоретически возможно. Однако реальность снова вынуждает снять розовые очки: в условиях военного положения НФИУ практически не получает государственного финансирования, а конкурсы объявляют лишь благодаря сотрудничеству с иностранными донорами. Поэтому изменения в порядок так и не воплотились в практику и, вероятнее всего, не будут внедрены до завершения военного положения. Разве что удастся договориться с заинтересованным международным фондом.

При таких условиях важным вкладом в популяризацию науки может быть усиление коммуникационной составляющей проектов, которые подают на рассмотрение экспертов НФИУ в рамках уже имеющихся конкурсов. Известно, что ученые большей частью отнюдь не успешные пиарщики, поэтому им вряд ли придут в голову креативные идеи о том, как донести результаты своих научных исследований более широкой аудитории, разве что провести научную конференцию или сделать заметку на сайте своего учреждения. Выходом могло бы стать привлечение к проектам профессиональных специалистов по коммуникации.

Некоторые проекты по популяризации науки могут получить грантовую поддержку через Украинский культурный фонд, Украинский институт книги, Украинский фонд стартапов, а в перспективе и через недавно запущенный Украинский молодежный фонд. Но здесь действуют более узкие рамки — для этого нужно иметь мощную культурологическую составляющую, книжный формат или направленность на молодежь. Перспективным могло бы быть проведение совместных конкурсов под эгидой нескольких учреждений: ученым, например, было бы полезно поучиться у деятелей культуры доносить свое творчество более широкой аудитории или же перенять навыки молодежных работников объединять людей ради общей цели. Однако говорить о таких кроссекторальных проектах можно будет только после отражения российской агрессии, потому что в условиях войны каждое учреждение думает прежде всего о выживании собственных программ.

Поддержка популяризации науки со стороны бизнеса тоже не стала распространенной практикой в Украине. Хотя есть и позитивные примеры: сотрудничество между компанией Yasno и научно-популярным медиа «Куншт» в условиях российских обстрелов объектов энергетики воплотилось в серию увлекательных подкастов «Будет тебе наука». Такие практики должны расширяться. Это двусторонний процесс: чем действеннее будет популяризация украинских научных достижений, тем более готовой к сотрудничеству будет бизнес-среда.

Единственной формой хотя бы морального и небольшого финансового поощрения популяризаторов, которые работают большей частью на волонтерских началах, в наше время являются премии. Первой учредили премию НАН «За популяризацию науки», которой награждают преимущественно популяризаторские инициативы научных учреждений. В этом году Украинский католический университет и Львовское общество ученых запустили новую премию с одноименным названием, направленную в большей степени на негосударственные и неформальные популяризаторские инициативы.

В завершение стоит вспомнить, что, несмотря отсутствие стабильной государственной или частной поддержки, к тому же в условиях военного положения, сфера популяризации науки в современной Украине демонстрирует и позитивные моменты. После начала российской агрессии в 2014 году, а особенно после полномасштабного вторжения 2022-го украинское общество начало освобождаться от пут российских популяризаторов науки (на самом деле часто популяризаторов имперской ненавистнической идеологии) и стало более заинтересованным в украинской научно-популярной продукции. И этот факт не может не вселять надежду: он демонстрирует силу общества, способного поддерживать и развивать популяризацию науки не только за счет государственной поддержки, но и благодаря своим взносам в виде купленной нон-фикшн книги или помощи украинскому подкасту через платформу «Спильнокошту».

Вместе с тем у нас есть и некоторые проблемы роста. Особое беспокойство вызывает не до конца сформированная культура академической добропорядочности в украинской научно-популярной сфере. Поэтому имеем значительное поле для работы в этом направлении — от публичных дискуссий с привлечением широкого круга экспертов и заинтересованных сторон, анализа зарубежного опыта и до тренингов для потенциальных авторов и редакторов, создания образовательных программ для научной журналистики. Все это станет стимулом для расширения и усовершенствования способов популяризации науки — молодой, но очень перспективной сферы.

Источник материала
loader
loader