Обеспокоенность национальной безопасностью, в частности потенциальные связи с Россией, стали причиной решения правительства Испании наложить вето на попытку венгерского консорциума Ganz-Mávag Europe купить испанского производителя поездов Talgo, пишет испанская газета El País.
Беспрецедентное решение правительства Испании наложить вето на предложение о поглощении, сделанное частично принадлежащей правительству Венгрии группой, вызывает вопрос о будущем испанской компании и репутации Венгрии в международной торговле.
Отношения между Венгрией и другими странами ЕС ухудшились из-за значительной пророссийскости правительства премьер-министра Виктора Орбана.
Спикер компании Ganz-Mávag в Испании заявил, что консорциум «оспорит в судебном порядке как в Испании, так и в Европе» решение испанского правительства. Этот шаг почти наверняка приведет к столкновениям в Брюсселе, где Европейская комиссия, вероятно, вынуждена будет стать посредником между Мадридом и Будапештом.
Испанское правительство заблокировало соглашение после того, как Национальный разведывательный центр Испании и Министерство национальной безопасности предоставили выводы относительно предложения о поглощении стоимостью 619 миллионов евро. Хотя эти документы засекречены, министерство экономики Испании во вторник подтвердило, что соглашение создает «непреодолимые риски для национальной безопасности и общественного порядка».
По данным испанских СМИ, вето мотивировано вероятными связями между Ganz-Mávag и Москвой, а также возможностью использования технологий Talgo, которые могли бы облегчить транспортировку российских войск в Украину и за ее пределами.
Talgo разработала собственную систему транспортных средств со сменными колеями, которая позволяет ее высокоскоростным поездам автоматически адаптироваться к железнодорожным путям с разной шириной, позволяя быстро путешествовать через границу. Есть обеспокоенность, что если Ganz-Mávag приобретет Talgo, ее разработки станут известны Москве.
Венгерский государственный инвестиционный фонд Corvinus владеет 45% акций консорциума Ganz-Mávag Europe; остальные 55% принадлежат венгерской группе производителей поездов Magyar Vagon через Ganz-Mávag Holding. Последняя компания была дочерней компанией российского производителя поездов "Трансмашхолдинг" и имеет исторические финансовые связи с российским Эксимбанком. Хотя Москва официально прекратила свое участие в проекте в 2022 году, разведданные говорят о том, что неформальные связи остаются активными.
Ранее директор Magyar Vagon Андраш Томбор настаивал на том, что компания разорвала связи с Россией после вторжения в Украину, и единственным текущим взаимодействием является проект в Египте, который они «должны выполнить из-за взятых ранее юридических обязательств». Но секретные отчеты испанской разведки свидетельствуют, что разделение российского и венгерского бизнеса было осуществлено лишь для отвода глаз.
Левая правительственная коалиция Испании настороженно отнеслась к попыткам Ganz-Mávag приобрести Talgo с тех пор, как в прошлом году она объявила о предложение. В апреле министр транспорта Оскар Пуэнте поднял вопрос о возможных связях компании с Россией и выразил сомнения в том, смогут ли венгерские заводы решить проблему нехватки продукции Talgo.
Пуэнте призвал конкурентов производителя поездов, среди которых CAF, Stadler и Alstom, противостоять предложению Ganz-Mávag, но владельцы Talgo были удовлетворены венгерским соглашением. Ранее в этом месяце компания отказалась от слияния с чешской Škoda Group и готова была продолжить поглощение, одобренное Национальной комиссией по рынку ценных бумаг Испании.
Правительственное вето привело к кризису для компании. Акции Talgo упали на 10 процентов вскоре после оглашения решения правительства во вторник.