В Украине проблемы в образовании привыкли списывать на коронавирус и войну, однако они ударили по уже давно больной системе – эксперт
В Украине проблемы в образовании привыкли списывать на коронавирус и войну, однако они ударили по уже давно больной системе – эксперт

В Украине проблемы в образовании привыкли списывать на коронавирус и войну, однако они ударили по уже давно больной системе – эксперт

В Украине проблемы в образовании привыкли списывать на коронавирус и войну, однако они ударили по уже давно больной системе – эксперт

Наше образование осталось в прошлом, в то время как мир изменился.

В Украине все проблемы в сфере образования в последние годы принято списывать на пандемию коронавируса и полномасштабную войну. Однако на самом деле эти проблемы в образовании начались уже давно, и ковид и нападение РФ ударили по уже больной системе, пишет Оксана Онищенко в статье «Не провал, а обрыв. Почему падает качество школьного образования».

«Да, они повлекли большие образовательные потери, настоящих объемов которых мы даже не знаем (ибо их никто не измерял). Но честно признаем, что война и ковид ударили по уже больной системе образования и что, наши образовательные потери начались очень давно. Вспомните результаты ВНО разных лет, результаты отечественных мониторингов качества начального образования и международных исследований (и не только PISA, но и TIMSS). Каждый раз после их обнародования общество заломило руки, эксперты обсуждали, что делать, дежурные министры обещали решительные шаги…», – пишет автор.

Однако подчеркнула Онищенко, проблемы остаются. Более того, они перешли в хроническую стадию. И об этом свидетельствует ряд публикаций ZN.UA.

«Неудовлетворительное качество образования – старая и хорошо известная проблема. Все образовательные стратегии, планы и доктрины, принятые в украинском образовании с 1993 года, начинаются с констатации факта, что качество образования не отвечает потребностям общества. Но мы почти всегда пытались решить их теми же способами — компетентностное обучение, личностно ориентированный подход. Ну и, конечно, «учителя важные», – отмечает Онищенко.

По ее словам, к этим идеям каждый раз прилагались новые детали и бантики, но суть все равно оставалась неизменной. Эти «мантры», добавляет автор, хорошо звучат и их переносят из одной стратегии в другую, а также в заявления пресс-служб дежурного министра образования.

Онищенко отмечает, что отношение к образованию в обществе всегда варьируется от «она деградировала, и дети деградируют» до «все отлично, мы делаем очередную офигенную реформу всех времен и народов». Однако на самом деле ни дети, ни образование не деградировали. Просто образование осталось в прошлом, в то время как мир изменился. Потому что не могут эффективно работать идеи 20-30-летней давности рядом с искусственным интеллектом. И нам нужно искать новые решения.

«Нас в Украине стало меньше и не факт, что станет больше. Чем можно заменить количество? Только качеством человеческого капитала. И поэтому для нас невероятно актуальна проблема падения качества образования в Украине», – подчеркнула Онищенко.

Ранее эксперты объяснили, как университеты могут формировать из студентов предпринимателей, способных создавать стартапы. В частности, предпринимательская культура должна играть значительную роль в послевоенном обновлении Украины.

Источник материала
loader
loader