Прежде всего хочу заметить, что именно пессимистические сценарии и формируют пессимистическую реальность. Публичное навязывание этих пессимистических сценариев постоянно заставляет нас откладывать — откладывать инвестиции, откладывать восстановление бизнеса, откладывать важные экономические решения.
Мы постоянно находимся в позиции защиты — как страна, как экономика, как бизнес. Отсюда все эти негативные сценарии, что Украина как государство не устояла, мы потеряли большую часть территории, многие украинцы выехали, украинское общество деградировало. Это следует прекратить.
Мы должны исходить не из негативных инерционных сценариев, а из программированных сценариев, то есть фактически из того, что бы мы хотели видеть в нашей стране. Кажется, политические лидеры пока этого в полной мере не понимают. Не понимают, что стране крайне необходимы объединяющее видение, стратегия Победы и модернизация. И это нам необходимо не в формате «розовых пони», а на уровне четкой позиции, которую мы отстаиваем как нация.
Вот наша позиция в войне, вот наша позиция в экономике, вот наша позиция в отношении инвесторов. И постоянное неуклонное выполнение обещаний перед обществом, перед инвесторами. Развитое современное государство должно иметь нормальное, современное видение, стратегию, взаимодействие со своими соотечественниками и своим бизнесом.
Пообещали предпринимателям, что не будут поднимать налоги во время военных действий. Видишь, что не можешь выполнить обещания, видишь, что нужно тебе увеличить поступления в государственный бюджет, — приходи к предпринимателям и говори с ними. Рассказывай, обсуждай альтернативные пути и договаривайся, чтобы всем было понятно, что ты пересматриваешь решение не потому, что тебе так захотелось, а потому, что нет другого пути, но обсуждай.
Есть ли у меня понимание оптимального будущего? Да. Украина должна стать страной возможностей. С человекоцентричным государством. С безопасной средой. С ответственными гражданами. Это единственный путь, как прийти к победе и вырваться из позиции самой бедной страны Европы.
Положительный сценарий для Украины
Первое: Украина важна для Европы. Мы точно должны быть Next Big Thing — новой большой возможностью для Европейского Союза, а, может быть, и для всего мира. Наш путь — это экспорт безопасности. И пример для всего мира, как строить адаптивные государство, бизнес, общество.
Второе: Украина точно оторвется от логики «дешевая рабочая сила, дешевые электричество и сырье». И мы будем, скорее, страной инновации, экспериментов, логистическим хабом для азиатских стран в Европу. Важно — даже не просто логистической, а сборочной площадкой.
Третье: мы будем лидерами в технологизации, диджитализации разных секторов, в том числе в виртуальной экономике. Передовое цифровое сервисное государство, элементы киберократии, контролируемое, но распространенное использование искусственного интеллекта во всех сферах жизни.
Такое видение как самой свободной страны мира для реализации идей и бизнес-стремлений. Это то, на чем мы будем строить Новую Украину — Newkraïne.
Конечно, это потребует ответственности от каждого из нас, потому что в этой новой Украине государство будет заботиться о безопасной среде, единых правилах игры и о тех, кто не может позаботиться о себе. А задачей каждого гражданина будет сделать максимум для того, чтобы воспользоваться возможностями, обеспечить благосостояние семьи, образование детей и собственное просвещение, здоровье, позаботиться о рисках и будущем.
Как убедить и привлечь инвестора?
Экономика очень зависима от психологических факторов. Особенно они влияют на то, как принимают решения потребители и инвесторы. На фоне большого количества негативных новостей и происходящих событий очень сложно сформировать положительное видение у инвесторов — почему они должны инвестировать в Украину. Причем прямо сейчас.
Как в этой ситуации внушить уверенность инвестору или даже в первую очередь самому себе, чтобы этого инвестора убедить, что не следует откладывать, необходимо инвестировать в Украину — видеть в ней перспективу и верить в своевременность инвестирования.
Нам необходимы иностранные инвесторы, которые могут делать прямые инвестиции в украинскую экономику. Как лично я убеждаю таких инвесторов?
- Это лучшее время для инвестирования — активы недооценены, рост экономики и капитализации бизнесов по примеру Словении и Хорватии на уровне х3 за следующие семь-десять лет высоковероятный.
- Украина — будущий экономический тигр Европы. Цифровизация, сравнительно более низкая зарегулированность, горизонтальное инновативное общество — все это еще недораскрытый потенциал.
- Ресурсный и энергетический центр Европы, зона продовольственной безопасности мира: несмотря на войну и возможную временную потерю территорий и доступа к ресурсам, Украина остается одной из самых недооцененных стран мира.
Главное предостережение инвесторов — это то, с чем ассоциируется Украина сейчас в мире: война и коррупция. Война — это действительно риск, но он уже: а) страхуется; б) компенсируется премией роста капитализации после победы. Что касается масштабов коррупции в Украине, то они переоценены, особенно по сравнению со странами Африки, в которые инвестиции поступают в относительно больших объемах.
Мы знаем, как работать в Украине, обходя коррупцию. Для этого есть UkraineInvest, для этого мы развиваем Коалицию бизнес-сообществ за модернизацию Украины. Часто инвесторы мне говорят: «Ты понимаешь, что я готов вкладывать, но мои партнеры, если я буду вкладывать в Украину, обо мне подумают нехорошо. Они же подумают, что я принял участие в коррупции».
Да, это наш коммуникационный провал, над которым надо работать — открытостью, доказыванием того, что коррупция эффективно уничтожается, перезагрузкой Бюро экономической безопасности, изменениями в Уголовный процессуальный кодекс, усилением института бизнес-омбудсмена, реальной инклюзивностью, когда отечественный бизнес, в частности его объединение в Коалицию бизнес-сообществ, является полноправным участником выработки государственных политик.
Итак, что мы можем сделать с международными партнерами? Говорим им: инвестируйте сейчас, чтобы иметь перспективу значительного роста капитализации, которую не обеспечит ни фондовый рынок, ни крипта, ни инвестиции в Индию, Турцию, Танзанию или Польшу. Если опасаетесь вкладывать сейчас, то хотя бы договариваетесь о планах, готовьте проекты с украинскими компаниями.
Боитесь реальных планов — дайте сейчас технику, технологии, дайте оборудование, которое вы деинсталлируете у себя, оно пригодится в Украине для того, чтобы мы могли уже запускаться. Боитесь давать оборудование — дайте рынки, дайте возможность совместно с вами выходить на африканские рынки и тому подобное.
То есть искать возможность для взаимодействия. Почему? Потому что все понимают, что военные риски переоценены, но даже по ним есть страхование. Потому что в Украине остаются конкурентные преимущества по ресурсам и себестоимости.
Но все это, к сожалению, всего лишь латание дыр. Пока сам украинец не инвестирует в Украину, не стоит ждать международного инвестора. Так что мы делаем с украинским инвестором?
Корпоративный сектор. Здесь с инвестором проще, потому что здесь можно показать, что мы построили во время войны уже десятки новых заводов. Да, это в основном оборонно-промышленный комплекс, но не только он. Даже заводы, которые разрушают захватчики, быстро восстанавливаются.
Частный инвестор. Деньги дешевеют. Долларовая инфляция безумно разогналась. О достойной пенсии не приходится и мечтать, если у тебя нет пассивного дохода или инструмента, который уже сейчас работает и нарабатывает тебе твою защитную «подушку». Или позволяет накопить на крупную покупку. Или фонд для своих детей, их образования или собственный страховой фонд на медицину и т.д.
Ты все это должен делать. Для тех, кому мы помогаем формировать инвестиционные портфели, четко раскладываем их траекторию будущего. И тогда становится понятно, чего ожидать. А зачем сидеть на деньгах? Если это просто неработающий ресурс, то ты его уже теряешь — его становится меньше, он существенно дешевеет.
Меняется ли инвестиционная культура в Украине?
Украинский частный инвестор интересуется, учится, делает определенные выводы и развивается. Но уверенно мы сможем сказать, что у нас что-то развивается, только тогда, когда будет инвестировать не небольшая прослойка «верхушки социальной пирамиды», а когда подавляющее большинство среднего класса начнет вкладывать деньги в рациональные модели — не на депозиты и не под матрас, а в работающие инструменты.
Тогда у нас появится отечественный фондовый рынок, потому что будут запрос и предложение на нем, — проекты и продукты уже появляются, но инвесторов пока не хватает. Также нужно, чтобы украинцы начали создавать собственные пенсионные фонды, перестали ожидать от государства, что государство будет выплачивать пенсии в горизонте 10+ лет. Спойлер: будет, но это будет сугубо формальностью, не отвечающей будущему содержанию понятия «достойная жизнь».
И никому не «поздно пить боржоми», даже тем, кому за 50 лет. Причем любым способом, любые работающие сбережения — пассивный или активный дополнительный доход. Государственные ценные бумаги, фондовые рынки (отечественный и мировые), совместная взятая франшиза, проинвестированный маленький бизнес (p2p), коммерческая (лучше) или жилая недвижимость — вариантов много.
Объединяться, искать профессионалов в соответствующих сферах, думать о формировании портфелей для минимизации рисков, инвестировать в стратегическую перспективу — вот о чем следует задуматься.
Только в этом случае у нас будет формироваться инвестиционная культура. И именно тогда и 10+ млрд долл. ежегодных прямых иностранных инвестиций не будут казаться недосягаемыми, а разговоры о 80+ млрд долл. отечественных частных сбережений воплотятся в работающий инструмент экономического развития и благосостояния.