Через примерно 60 дней после парламентских выборов, на которых многие ждали триумфальной победы ультраправых, президент Франции Эмманюэль Макрон наконец назначил премьера.
Им не стал ни представитель ультраправых, которые пришли к финишу лишь третьими, ни представитель блока левых, который получил больше всего голосов.
Премьером стал 73-летний Мишель Барнье, которого за пределами Франции знают прежде всего как переговорщика ЕС по Brexit.
В своей стране, впрочем, он имеет гораздо более глубокое политическое наследие.
О том, что это назначение означает для Франции и Украины, а также что новый премьер говорил о нашем государстве, читайте в статье журналистки "Европейской правды" Марии Емец От "диалога с Путиным" до помощи Макрону: рассказываем о новом премьере Франции Мишеле Барнье.
Далее – краткое ее изложение.
Барнье впервые стал депутатом Национальной ассамблеи в 1978 году.
С тех пор он побывал в роли депутата и евродепутата, много раз занимал должности в правительстве, занимаясь в том числе иностранными и европейскими делами, дважды был еврокомиссаром: по внутреннему рынку и финансовым услугам.
Новый премьер Франции всегда принадлежал к классическим правым силам ("Республиканцев" и предыдущих партий-наследниц политсилы де Голля), но не ультраправых.
В 2016 году, когда Великобритания начала процесс выхода из ЕС, Мишеля Барнье назначили главным переговорщиком Евросоюза по Brexit, и он довел эту работу до конца, хотя это и заняло гораздо больше времени (финальное соглашение было подписано в конце 2020 года).
Следует признать, что затяжная переговорная эпопея по Brexit потребовала незаурядного дипломатического таланта.
Возможно, этот опыт стал решающим для Макрона фактором выбора премьера.
Барнье предстоит найти общий язык с парламентом, в котором ни одна политсила не имеет большинства, но среди самых многочисленных групп – крайне правые и крайне левые, политические оппоненты Макрона.
Мишель Барнье на предыдущих должностях не занимался Украиной и лишь косвенно пересекался с "украинскими" вопросами, обычно повторяя официальную позицию того органа, который он представлял.
Когда политик ушел с должностей во власти Франции и ЕС и не был скован какими-то обязательствами перед правительством или Еврокомиссией, от него прозвучало больше всего заявлений, связанных с Украиной и Россией.
За считанные дни до полномасштабного вторжения, уже после признания Путиным "независимости" оккупированных территорий ОРДЛО, он выступал за более активный диалог с Россией, говорил, что диалог западных лидеров с Путиным "должен был бы начаться раньше", и что "переговорам нужно давать шанс до последнего".
А еще он тогда поддержал идею о созыве конференции по безопасности на европейском континенте с участием России.
Но это был "Барнье мирного времени".
В 2024 году от него подобной риторики уже не звучит.
А вместо этого он рассказывал журналистам, что говорил о западной поддержке для Украины на встрече с премьером Норвегии.
Неофициально уже сообщают, что социалисты и коммунисты собираются голосовать против правительства Барнье.
А вот праворадикалы оказались значительно менее резкими в заявлениях.
Схема назначения премьера во Франции принципиально отличается от украинской.
Президент назначает главу правительства самостоятельно и не требует согласия парламента для этого, также именно президент по предложению премьера назначает состав правительства или увольняет министров.
Но мнение парламента имеет вес.
Национальная ассамблея может заставить премьера подать в отставку, выразив ему недоверие или отклонив программу правительства или так называемую "общую декларацию о политике правительства".
Но, похоже, Макрон после двух недель консультаций убежден, что его оппонентам не хватит голосов для блокирования назначения правительства.
Подробнее – в материале Марии Емец От "диалога с Путиным" до помощи Макрону: рассказываем о новом премьере Франции Мишеле Барнье.