С 5 сентября в кинотеатрах стартовал прокат триллера с элементами слэшера о беспощадном душегубе под названием «Преследователь». Как и новинка прошлой недели «Ночь с дьяволом», фильм получил одобрительный отзыв в соцсети X от Стивена Кинга, который назвал его «потрясающим», а также заоблачный рейтинг от кинокритиков на Rotten Tomatoes, ныне составляющий 96% «свежести» при количестве 112 рецензий. В обзоре ниже рассказываем, чем лента могла покорить публику и почему здесь настолько важен фактор нелинейного повествования.
Плюсы:
полное напряжения нелинейное повествование, благодаря которому создателям удается манипулировать зрительскими ожиданиями; прекрасные актерские работы от Уиллы Фицджеральд и Кайла Галлнера; с технической стороны тоже все выполнено на высоком уровне, несмотря на скромный бюджет в $4 млн;
Минусы:
возможно, концовка немного разочаровывает;
«Преследователь» / Strange Darling
Жанр маниакальный триллер
режиссёр Джей Ти Молнер
В ролях Уилла Фицджеральд, Кайл Галнер, Барбара Герши, Эд Бегли мл., Стивен Майкл Кесада, Мэдисен Бити, Бьянка А. Сантос, Денис Грейсон, Джейсон Патрик
Премьера кинотеатры
Год выпуска 2024
Сайт IMDb
Вдоль залитых приятным летним солнышком орегонских лесов и полей простирается асфальтированная дорога, которая здесь является едва ли не единственным доказательством присутствия цивилизации. Именно на ней какой-то очень озлобленный мужчина на кокаине с винтовкой наперевес гонится на своем пикапе за заплаканной девушкой, которая отчаянно пытается оторваться от назойливого преследователя. Один меткий выстрел, и страждущая теряет контроль над управлением, из-за чего ей приходится покинуть взбесившееся транспортное средство и искать спасения где-то в лесу. А начиналось это все как невинная затея под названием секс на одну ночь.
Пожалуй, вот и все, что стоит знать зрителю перед просмотром нового триллера от студии Miramax, которая в 90-е была островком талантливого инди-кино вроде сегодняшней А24. Как заметно из краткого описания сюжета, по крайней мере на начальном этапе лента пытается притворяться очередным, вопиюще прямолинейным слэшером вроде «Техасской резни бензопилой» (даром, что в кадре фигурирует условный Орегон вместо сплошь реднекового Техаса). Или же какого-нибудь «Джиперса Криперса», коль уж в дебюте речь пошла о неприятных автомобильных приключениях посреди безлюдной глуши.Впрочем, для постановщика и сценариста Джей Ти Молнера, для которого это всего лишь вторая полнометражная работа в карьере, затертый до дыр и уже даже по-постмодернистски переосмысленный жанровый троп «final girl» — это всего лишь разминка, аперитив перед главным блюдом.
Недаром фильм по сути открывается сценой, где взволнованная блондинка в замедленной съемке бежит навстречу камере, которую, кстати, хоть и впервые, зато крепко держит в руках Джованни Рибизи. Уже здесь становится понятно, что Молнер запланировал перевернуть изначальную жанровую типичность вверх ногами. И это у него получилось.
Две принципиально важные составляющие успеха фильма — хорошая работа в монтажной и качественные актерские исполнения.
«Преследователь» вообще может служить ярким примером того, как с помощью монтажа в целом простая история превращается в нечто крайне увлекательное. Структурно лента поделена на шесть глав, расположенных не в хронологическом порядке, и именно это позволяет создателям удачно манипулировать зрительскими ожиданиями. Заставить нас по-другому воспринимать одинаковые эпизоды, в зависимости от того, на каком этапе развития находится история.
Показательны здесь самые первые кадры, которые видит зритель — вырванные из контекста обрывки двух будущих сцен. Они уже вызывают устойчивые ассоциации с персонажем. Чтобы избежать досадных спойлеров, которые могут испортить просмотр, просто ограничимся констатацией, что сила нелинейного повествования и, соответственно, монтажа в этой картине чрезвычайно велика.
Прекрасно проработаны в «Преследователи» и детали. Холодный голубой неон озаряет лица героев и будто сообщает о пока что недоверчивых отношениях двух малознакомых людей, планирующих снять номер в дешевом мотеле и хорошенько развлечься. Вскоре на замену придут теплые тона, которые могут символизировать более доверительное отношение друг к другу, подкрепленное выпитым алкоголем. Но проявления раздражающего красного будут предполагать определенную трагичность ситуации. В какой-то момент история дойдет до точки невозврата, когда главная героиня уже будет находиться в пространстве со сплошным красным освещением вокруг нее.И уж точно есть смысл отметить местные актерские выступления: и Кайл Галлнер, и особенно Уилла Фицджеральд выдают замечательные и довольно сложные перфомансы, которые требовали от них незаурядного мастерства. Не вызывает никаких сомнений тот факт, что их персонажи не оставят равнодушными зрителей и вызовут очевидные эмоции. И это хорошо.
«Ты серийный убийца?» — прямо спрашивает героиня Фицджеральд, обозначенная как Леди, у Демона — персонажа Галлнера. И кто бы мог подумать, что путь к ответу на этот нехитрый вопрос окажется настолько увлекательным и напряженным. «Преследователь», возможно, еще не откровение в жанре маньячного триллера, в частности, с присущей слэшерам беготней душегуба за обреченной жертвой, но явно стоящий представитель жуткого направления кинематографа. И Джованни Рибизи, кстати, молодец.
Вывод:
«Преследователь» — отличное кино.