Приказ об унификации тарифов на грузовые перевозки, который Укрзализныця направила Министерству развития громад и территорий, будет иметь катастрофические последствия для целых отраслей экономики, поступлений в госбюджет, ведет к потере рабочих мест и негативно повлияет на обороноспособность государства.
Об этом говорится в письме Федерации работодателей транспорта Украины главе правительства.
. "Проектом предусмотрено повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки: тарифы на руду и уголь повышаются на +19%, на кокс +12%, зерновые грузы +11%... ФРТУ категорически не поддерживает повышение грузовых железнодорожных тарифов, ведь сейчас тарифы Укрзализныци в долларах США значительно превышают уровень начала войны (2019-2021). Тарифы на уголь и руду выросли более чем на +120%, на зерновые грузы рост был на +60%, и это все – с начала 2019 года", – отметили в ФРТУ.
В Федерации подчеркнули, что рост тарифов стал одной из причин, почему предприятия не могут функционировать без убытков. Рост тарифов заставляет компании сокращать производственные объемы, что приводит к снижению объемов грузоперевозок по железной дороге и переходу на альтернативные виды транспорта. Основные убытки УЗ несет не от грузовых перевозок, а от пассажирских.
«Доходы от грузовых перевозок за 2023 год составили 74.2 млрд грн, что на 11.2 млрд грн больше, чем в 2022 году, а рентабельность грузовых перевозок составила 27%. Это очень высокий показатель. В первом полугодии этого года общий доход от грузовых перевозок увеличился на 6.5 млрд до 43 млрд грн», - подчеркнули в Федерации.
УЗ сталкивается с постоянным искусственным ростом затрат: если в первом полугодии 2023 года общие расходы составили 40 млрд грн, то в первом полугодии 2024 — под 50 млрд грн. Выросли «прочие операционные расходы» – в первом полугодии 2024 года на 78% (свыше 2.5 млрд грн).
«Речь идет не о создании справедливых экономических условий и оплаты фактически предоставленных услуг монополией, а об очередном непрозрачном и волюнтаристском повышении стоимости перевозок. Введение общего, выравненного для всех перевозок тарифа, который будет покрывать все понесенные расходы УЗ, даже касающиеся убыточных сегментов деятельности УЗ, не связанных с грузовыми перевозками – это нонсенс. Такой подход игнорирует разницу в реальных затратах железной дороги между разными типами перевозок», - говорят в Федерации.
Для перевозки руды требуется меньше инфраструктуры УЗ, чем для зерна, для маршрутных перевозок руды задействовано 18 железнодорожных станций и 2,3 тыс. км путей. Для перевозок зерна в сборных поездах более 379 станций и более 12 тыс. км путей (80% общей протяженности). Сортировочные станции в перевозках руды не задействованы, а для перевозки зерна требуется работа около 20-ти сортировочных станций.
«Расходы на маршрутные перевозки значительно ниже, чем на сборные поезда. Поэтому тарифы должны быть дифференцированы, а не унифицированы. Опыт стран ЕС показывает, что конкуренция способствует эффективности, а монопольные тарифы устанавливаются пропорционально реальным затратам, которые должны быть и в Украине. ФРТУ обращается с просьбой учесть общее положение дел в экономике Украины и критическую ситуацию у основных потребителей железнодорожных услуг и принять меры по снижению грузовых железнодорожных тарифов на 20% от текущего уровня за счет оптимизации расходов Укрзализныци и принятия мер по восстановлению и увеличению грузовой базы УЗ» , – резюмировали в ФРТУ.