13 сентября на стриминговой платформе Netflix вышла подростковая антиутопия «Отвратительные», сюжет которой основан на одноименном романе Скотта Вестерфельда, опубликованном в 2005 году. В рецензии ниже рассказываем, что составляет мир, в котором навязанное инстаграмное мышление окончательно победило здравый смысл и стоит ли эта история внимания зрителей, которым уже далеко за 16.
Плюсы:
определенные элементы сеттинга радуют глаз; Джои Кинг старается; полуторачасовой хронометраж не успевает утомить зрителя;
Минусы:
вопиюще вторичный и предсказуемый сюжет с нулем свежих идей; взаимодействие персонажей катастрофически непривлекательное (в любовную линию верится чуть меньше, чем в существование Санта-Клауса); присутствие сомнительных спецэффектов; прицел Netflix на франшизу;
«Отвратительные» / Uglies
Жанр научно-фантастический боевик, подростковая антиутопия
режиссёр МакДжи
В ролях Джои Кинг, Кит Паверс, Чейз Стоукс, Бриенн Тджу, Лаверн Кокс, Жан Луис Кастельянос, Чармин Ли, Габриэлла Гарсия, Эш Маэда, Джордан Шерли
Премьера Netflix
Год выпуска 2024
Сайт IMDb
После открыточного апокалипсиса, показанного в нескольких кадрах и объясненного парой стандартных предложений, наступила утопическая эра счастья и красоты. Ученым удалось вывести чудо-цветок, который стал надежным источником энергии, а все молодые люди в свой 16-й день рождения теперь имеют возможность пройти косметическую операцию и стать буквально идеальными внешне, что делает невозможным любые конфликты, обусловленные дискриминацией по внешности. Банально не из-за чего ссориться — все счастливы, веселы и тупы, а главное — красивы, словно с обложки глянца.
Попасть в царство сплошных Барби и Кенов мечтает юная Телли Янгблад, которой вот-вот должно исполниться ее sweet sixteen. Лучший друг девушки с символическим именем Пэрис уже оказался в желанном раю, но, кажется, забыл об их дружбе, поэтому она начинает тусоваться с новой подругой Шей. Последняя не разделяет всеобщего увлечения бесплатными косметическими процедурами и решает присоединиться к группе сопротивления, выступающей за индивидуализм личности. Так пути героинь расходятся, но все меняется, когда от Телли требуют выявить местонахождение бунтарей и их секретного оружия.
В Голливуде пик популярности жанра подростковой антиутопии пришелся на прошлое десятилетие, но сейчас, кажется, мода на него окончательно сошла на нет. Впрочем, более или менее приличное возвращение на экраны «Голодных игр» в прошлом году дало понять, что это направление все еще жизнеспособно и имеет право на существование. Жаль только, что «Отвратительные» полностью опровергают подобный сдержанный оптимизм, ведь кино у режиссера МакДжи получилось ну уж слишком примитивным и ленивым.Здесь еще до просмотра было понятно, какие идеи будут транслироваться: важность не внешней, но внутренней красоты, а также значимость того, чтобы всегда оставаться собой. Плюс озвученная еще в романе тема самоидентичности молодых людей.
Впрочем, в сегодняшнюю эпоху псевдоутопической «инстаграмной роскоши» и погони за эфемерными эталонами красоты «ради подписчиков», этот сюжет приобретает дополнительную актуальность и в прямом смысле играет новыми красками. Поэтому здесь можно было даже вдарить обличительной сатирой, которая касалась бы повернутых на безупречной внешности трендов соцсетей, а то и готовности определенной категории инфлюенсеров лечь под нож ради эфемерного идеала красоты на радость публике. Но до этого дело не доходит.
Постановщик МакДжи имеет драгоценный опыт съемок научной фантастики, но однажды уже сильно обжегся, когда взялся за съемки «Терминатора: Да придет спаситель». Это был первый фильм культовой серии, в котором создатели проявили смелость и решили отказаться от заданной Джеймсом Кэмероном формулы «убийца—кто-то из Конноров—защитник» (подобного подхода придерживается и недавний «Терминатор: Зеро» на том же Netflix). Увы, тогда эту затею постигла неудача, и ныне наученный горьким опытом МакДжи, вместе со здешней командой сценаристов, сворачивает на хорошо протоптанную дорогу и безопасно шагает по пути наименьшего сопротивления.Вот и получается, что «Отвратительные» — кино максимально предсказуемое и вторичное, с полным нулем свежих идей и очень уставшим сценарием. Каждый последующий сюжетный ход здесь считывается на раз-два, каждая реплика лишает персонажей той самой индивидуальности, за которую так рьяно борются местные силы сопротивления. Запредельная вторичность подкрепляется уверенной скукой, ведь фильм трудно назвать интересным. В нем нет захватывающих экшен-сцен, отсутствует интрига, он не может похвастаться вменяемым взаимодействием героев.
Единственное, что приятно ласкает зрительский глаз — это определенные элементы сеттинга, такие, как яркий вид футуристического мегаполиса с непрекращающимся фейерверком в небе, а также «перевоплощения отвратительных», которые контекстуально вроде как любопытны, потому что еще тот вопрос — кто из присутствующих действительно отвратителен. Например, магические «инстаграмные фильтры» имеют целью «улучшить» абсолютно симпатичных девушек, получивших прозвища «Здыхля» и «Косенька», хотя у Джои Кинг с глазами полный порядок. Но спишем этот немного идиотский фактор на обязательность хирургической процедуры и зомбирование незрелых умов.
Еще лента предлагает экстремальную езду на ховербордах, которой позавидовал бы и Серебряный Серфер, короткое появление в кадре арбалета (это не лук, как у Китнисс Эвердин, но уже хоть что-то) и нездоровую любовь местной диктаторши к белому цвету.Джои Кинг, играющая персонажа на 10 лет младше своего реального возраста, еще как-то пытается добавить эмоций в это мертворожденное кино, но ее старания меркнут на фоне абсолютной картонности героини. Бешеная докторша в исполнении трансженщины Лаверны Кокс так и норовит сделать всем операцию, и то, что именно ЛГБТ-активистке была доверена роль такого рода злодейки, нетерпимой к естественной внешности и проявлению любого индивидуализма, вызывает неоднозначные чувства.
Концовка «Отвратительных» прямо указывает на опцию продолжения и превращения во франшизу, поскольку и у Скотта Вестерфельда есть несколько книжных продолжений — романы «Красотки», «Особенные» и «Дополнительные». Но глядя на первый фильм, ей-богу, лучше идею сиквелов уничтожить в зародыше.
Вывод:
Netflix снова в своем репертуаре, причем в максимально негативном значении этой характеристики.