В Украине есть проблема контрафактных книг. Пираты воруют книги у легальных издательств, печатают чуть ли не на принтерах и продают на маркетплейсах. Описанная механика подобна деятельности пиратских сайтов с фильмами и сериалами. Они тоже где-то воруют контент, переводят и озвучивают его на самодеятельных студиях. Разница заключается в том, что книги продают, а фильмы показывают в обмен на просмотр рекламы на сайте.
Пропасть
Ситуация с сайтами, которые показывают пиратские фильмы и сериалы, в Украине улучшилась в 2023 году. 9 ноября прошлого года Нацсовет по вопросам телевидения и радиовещания внес 16 видеосервисов в перечень сервисов государства-агрессора (России). В частности были заблокированы сайты Hdrezka, Kinogo и прочие. Ежемесячно их посещали десятки миллионов раз.
А книжный рынок Украины — в ином состоянии. Здесь есть две проблемы: пиратство печатных книг и пиратство электронных книг.
По данным Украинского института книги, пиратство — самая первая проблема в Украине для электронных книг. Из-за возможности загружать электронные книги (с торрентов, Телеграм-каналов и т.п.) государство ежегодно теряет около 30 млн долл. В масштабах макроэкономики это небольшие деньги, а в масштабах рынка — немалые. По моим оценкам, книжный рынок Украины (печатных и электронных книг) составляет 50–150 млн долл. Электронных книг на рынке около 5%, а остальное — печатные экземпляры.
Точный показатель вам никто не назовет, но эта сумма дает понимание угрозы от пиратов.
Пиратство печатных книг тоже существует. Вообще легальный книжный рынок теряет от 10 до 30% в деньгах из-за пиратства. То есть когда человек покупает на маркетплейсе украденный и напечатанный на плохой бумаге текст, он отдает свои деньги представителям криминалитета.
Ни автор, ни владелец авторских прав, ни легальное издательство не получают эти деньги. Государство не получает налоги.
В ЕС нашу страну считают такой, где на права интеллектуальной собственности смотрят сквозь пальцы. То есть потенциал сотрудничества между украинским и европейским книжными рынками не реализован в полной мере. В принципе нас не хотят видеть в ЕС, если мы не имплементируем и не выполняем европейское законодательство.
Разница между легальной и пиратской книгой — это пропасть. Издательство содержит офис, покупает права на книгу, переводит текст с оригинала (если это мировой хит), печатает на качественной (пока и преимущественно импортной) бумаге. В производстве одной книги задействованы десятки, даже сотни людей. Редакторы, дизайнеры, переводчики, сотрудники типографии, логисты, бухгалтеры, маркетологи.
Издательства платят зарплаты и налоги.
Пираты воруют либо уже изданные книги (делают их скан-копии), либо тексты электронных книг (и переводят чуть ли не в бесплатных программах). Печатают на самой дешевой бумаге, делают примитивные обложки. Этакий «самиздат». А продают на маркетплейсах!
Если книгу уже легально издали и продают в Украине, то пираты делают ее скан-копию, распечатывают на плохой бумаге и продают — также на маркетплейсах. То есть издательство все сделало, сформировало спрос, книга хорошо продается. А пират украл.
Если книгу еще не издали, ее электронную версию переводят и печатают, как могут.
Например, мы официально и легально издали книгу «Зеленый свет», которую написал Метью Макконахи. Ее розничная цена — 320 грн. Пиратскую книгу можно купить за 150 грн. Вследствие пиратской деятельности правообладатель ничего не получает. Мы понесем убытки, а государство останется без налогов.
Мы купили права на эту книгу за валюту, оплатили роботу переводчиков и редакторов, заплатили за маркетинговые инструменты. Мы несем на себе бремя инфляции. А пират сделал скан, кое-как его напечатал и продает.
Что делать?
Ниже я напишу о законодательной базе, но даже с ней нужна поддержка маркетплейсов. Если вы даете пиратам возможность продавать контрафактный товар, то помогаете им воровать деньги у правообладателей, легальных компаний и государства.
Маркетплейсы должны сотрудничать только с настоящими издательствами, которые предоставят соответствующие документы, что изданная ими книга легальна. Это замедляет взаимодействие между площадкой и продавцом, но помогает книжному рынку развиваться. Возможно, нужны системы автоматического мониторинга, которые могут обнаруживать нелегальный контент в реальном времени.
Мы же понимаем, что сервисы Megogo и Киевстар ТБ не выкладывают пиратские фильмы и сериалы. Так почему маркетплейсы позволяют пиратам продавать контрафакт?
У маркетплейсов должно быть желание оперативно удалять контрафактную продукцию, разрывать сотрудничество и передавать правоохранительным органам данные продавцов контрафакта.
Из собственного опыта: мы подаем жалобы, а маркетплейс удаляет пиратские товары. Через какое-то время они появляются снова в том же месте. Пираты немного меняют название и описание контрафактной книги, и все.
Это и к вопросу, как наполнять бюджет Украины. Действительно, книжный рынок не так уж огромен, чтобы содержать на своих плечах государственную казну. Но каждый шаг в сторону нейтрализации пиратов приносит дополнительные налоги.
Германия — пример страны, где суровые штрафы за нарушение авторских прав являются обычной практикой. Немецкие суды регулярно рассматривают дела о пиратстве, и штрафы могут достигать десятков тысяч евро. Кроме того, в Германии активно преследуют как владельцев пиратских сайтов, так и конечных пользователей, что способствует снижению уровня пиратства.
В 2023 году немецкий книжный рынок составлял примерно 10,5 млрд долл. Основная часть рынка охватывала печатные книги, на которые приходилось около 70% от общей стоимости рынка.
Европейская правовая база против пиратства
В ЕС одна из самых строгих законодательных баз для защиты авторских прав в мире. Основа — Директива ЕС об авторском праве 2001/29/EC (Copyright Directive), которая устанавливает основные принципы защиты авторских прав в цифровую эпоху. Директива признает исключительное право авторов на воспроизведение, распространение и публичное оповещение своих произведений, а также предусматривает механизмы для борьбы с нарушением этих прав.
В 2019 году приняли новую Директиву об авторском праве на Едином цифровом рынке (Directive on Copyright in the Digital Single Market), цель которой адаптировать защиту авторских прав к реальности цифрового мира.
Она усиливает ответственность платформ, которые размещают контент, и предусматривает, что такие платформы должны заключать лицензионные соглашения с правообладателями или обеспечивать удаление нелегального контента.
По состоянию на 2024 год Директиву ЕС 2001/29/EC об авторском праве в информационном обществе полностью в украинское законодательство не имплементировали. В конце 2022 года Верховная Рада приняла Закон Украины № 5552-1 «Об авторском праве и смежных правах», который включает указанные в евродирективе условия и положения.
Однако даже текущей законодательной базы достаточно для искоренения значительного количества контрафактной продукции в Украине. Но правоохранители ограничиваются публичными заявлениями о поддержке легальных издателей. Практических действий мало.
Хотя среди контрафакта есть много запрещенных в Украине книг, которые несут информационную угрозу для государства.