Все беды от дистанционки. Именно такой месседж мы слышим на протяжении последних нескольких лет от экспертов, педагогов, государства, родителей. Даже учеников. Если бы не было дистанционного обучения, тогда… Тогда, наверное, было бы все прекрасно с образованием. Однако, когда я думаю о дистанционке, задаю себе один вопрос: виноват ли стейк в том, что его невкусно приготовили?
В украинских реалиях дистанционка была попыткой перенести традиционные подходы к обучению онлайн: лекция, потом объяснение упражнения, дальше вызов к онлайн-доске и домашнее задание. Хорошо, это может работать, когда все дети сидят в классе, их попытки отвлечься блокируются, дисциплина поддерживается. Хотя нет, это и офлайн не особенно работает. Добавьте сюда образовательные потери, которые мы начали фиксировать еще до ковида (именно поэтому и приняли решение о введении НУШ). А теперь представьте, что дети с этими потерями учатся дома: говорят, что камера не работает, а сами играют или смотрят ТикТок.
Таким мы получили коктейль под названием «плохая дистанционка». Его ингредиенты просты: минимум креатива и внимания, максимум заданий в Ворде, которые надо снимать через Вайбер, в лучшем случае — платформы типа Google Classroom или Moodle. В общем — скучно. Несовременно. А где-то рядом, на расстоянии вытянутой руки, есть волшебный мир Интернета. Мир, где есть Инстаграм и блогеры, ТикТок и скетчи, Minecraft, Roblox и даже Playstation. Мир, полный ярких красок и увлекательных приключений.
Да, я не преувеличиваю. Сегодня у образования есть мощный конкурент. И этот конкурент выигрывает в одни ворота самую важную битву — битву за внимание. «Внимание» — именно то слово, вокруг которого мы должны строить современную систему образования. И в этом мире насильственные методы не работают. Школы, где вниманием детей овладевали силой или через страх наказания, остались в далеком прошлом. Сегодня ребенка нужно заинтересовать.
Отталкиваясь от этого тезиса, предлагаю поразмыслить, каким именно должно быть дистанционное образование, чтобы выполнять главную задачу: овладеть вниманием ребенка и направить его на получение знаний. Этот перечень я создал опираясь на опыт нашей и других ведущих дистанционных школ Украины, а также на современные подходы, которые используют Edtech-компании во всем мире.
0. Педагоги. Это база любого образования, и дистанционка здесь не исключение. Программы могут быть одинаковыми, но разные учителя будут преподавать их совсем по-разному. Именно поэтому нулевой пункт — это педагогический коллектив, который, во-первых, воспринимает философию дистанционного обучения, относится к нему с пониманием и уважением, а во-вторых, постоянно учится. Учиться действительно необходимо, ведь количество инструментов для дистанционного обучения постоянно растет. Речь идет не только о множестве платформ, приложений и квизов, но и о самом педагогическом подходе. Дистанционка дает больший простор для персонализации, обучения в своем темпе, возможности овладеть программой глубже, сделать обучение интересным и увлекательным. Но готовы ли к этому педагоги?
1. Среда. Окружение современного ребенка сильно отличается от того, что видели вокруг мы, когда были детьми. Они родились со смартфоном в руке, и многие из них начали играть еще до того, как научились читать. Именно поэтому у наших детей высокие требования к онлайн-среде, ведь современные IT-компании вкладывают миллионы в UI/UX-дизайн. Именно поэтому первый пункт успешного обучения — пространство. Этим пространством офлайн является помещение школы. Онлайн — платформа, на базе которой происходит обучение. Логично, что дети хотели бы получать дружественный интерфейс — интуитивно понятный, логичный и интересный. Одним словом, среду, где было бы интересно проводить время. Театр начинается с вешалки, а дистанционка — с платформы.
2. Контент. Дети живут в мире, где контента очень много. Причем качественного и интересного. Блогеры конкурируют друг с другом за внимание, используя качественный монтаж, интересные образы и картинки. Игры давно уже превратились в нечто нереальное: они создают настоящие метавселенные со своими правилами и законами. Вместо этого многие школы до сих пор предлагают детям учебники в PDF, задания в Ворде и тесты.
Ладно, кое-кто предлагает детям видео. Однако записанные видео-уроки не работают. Согласно исследованиям, после трех минут просмотра видео-урока внимание падает почти до нуля. Человек просто начинает заниматься своими делами. Есть даже термин kitchen learning, что-то вроде «готовим борщ и слушаем урок». Уровень восприятия информации во время такого обучения близок к 3%. Вернемся к взрослым. В курсах для них мы всегда получаем запрос на максимальный интерактив. Эти курсы должны быть яркими, интересными, содержать диалоги между персонажами и большое количество мультимедийных элементов. Студенты должны не просто смотреть, они обязаны взаимодействовать с контентом. Эйчары говорят, что такие курсы лучше работают, информация из них качественнее запоминается. За это платят деньги. Почему же тогда детское обучение должно быть другим?
Чтобы оно было эффективным, ребенок должен получить качественный контент. Если говорить о формате, он должен учитывать разные способы восприятия информации, обязательно содержать текст, видео- и аудиоматериалы, а также интерактивные элементы для взаимодействия. Примером такого контента могут быть интерактивные экскурсии, материалы на платформах Phet или LearningApps. Важно: контент не должен быть одинаковым. Дети любят многообразие.
Что касается содержания. Сложные научные тексты очень плохо воспринимаются. И если офлайн рядом с тобой есть учитель, который может работать переводчиком с научного языка на человеческий, то онлайн он не всегда рядом. Поэтому очень важно, чтобы контент на платформе был сделан на понятном языке, включал примеры из жизни, интересные истории. Хороший референс для этого — взаимодействие репетитора с учеником. Задача учителя — научить весь класс. Репетитора — улучшить результаты конкретного ученика. Именно поэтому он старается просто объяснять сложные вещи, приводить много примеров, вместе разбираться в сложных заданиях. Дистанционка создает все условия для того, чтобы каждый имел возможность взаимодействовать с виртуальным репетитором, который оживает на веб-страницах платформ и в приложениях. Одним словом, широкое поле для креатива со стороны педагога и возможность персонально заниматься с каждым, даже если это происходит не вживую. Главное запомнить: перепечатывать и сканировать учебники — табу!
3. Задача. Традиционное образование онлайн опирается на тесты. Посмотрел видео — сдал тест. Удобно. Особенно если его можно пересдавать множество раз. Проблема в том, что тест может проверить только то, насколько хорошо ученик запомнил материал. Однако образование — это не только пересказывание учебников. В первую очередь — это умение применять знания при выполнении практических заданий. Поэтому качественная система образования должна создавать пространство для того, чтобы ученики продемонстрировали свои способности. Например, это могут быть творческие задания: создать ментальную карту, блок-схему, маршрут на Гугл-карте и тому подобное после прохождения урока. Это может быть задание с использованием видео: представить себя в роли исторического персонажа и рассказать в видео-формате о своих приключениях. Или даже квест вместе с семьей. Прогуляться по городу и рассказать о любимых местах или взять интервью у бабушки. Простор для творчества ограничен лишь техническими возможностями, которые сейчас достаточно широки. Главное, чтобы ребенок имел возможность применить полученные знания на практике, чтобы сделать шаг к получению умений и навыков, а также чтобы эти задания были интересными и разными.
4. Персонализация. Важная особенность дистанционного обучения — возможность овладевать программой в своем темпе. Ведь мы понимаем, что все дети разные: они любят разные предметы, у них индивидуальные потребности во времени, необходимом для изучения материала. Это в теории. А на практике, к сожалению, большинство кейсов дистанционного обучения только декларирует персонализацию, хотя на самом деле побуждают детей двигаться в унисон с учебным планом. Чтобы дистанционный формат раскрыл свои сильные стороны, важно, чтобы ребенок мог учиться не только в своем темпе, а еще и на соответствующем уровне. Ведь кому-то интересна география, а кому-то — физика, и когда система дает возможность изучать один предмет на базовом необходимом уровне, а другой — на продвинутом, это создает настоящую персонализацию образования и простор для раскрытия способностей конкретного ребенка.
5. Обратная связь. Обучение без нее невозможно. Казалось бы, если в классе учитель работает сразу со всеми, и у него есть лишь 45 минут, в дистанционном формате шансов уделить внимание конкретному ученику больше. Но это только в теории. К сожалению, учителя часто ограничиваются выставлением оценок за задание, не дают необходимой информации для дальнейшего роста ученика либо фокусируются лишь на ошибках. Хотя даже 8 баллов еще надо заработать. Поэтому развивающая обратная связь, которая содержит информацию о том, что ученик сделал хорошо, что надо улучшить, а что — изменить, в совокупности с персонализированным подходом в зависимости от талантов ученика и его личного темпа создают замечательные возможности для успешного обучения.
6. Социализация. Говорят, что ее у дистанционки нет. Даже приводят множество аргументов. Однако на самом деле все зависит от желания. Вы можете сделать много замечательных вещей для социализации детей. Больше того, дети смогут найти друзей в разных странах и даже на разных континентах. Из опыта нашей школы и кейсов коллег, очень хорошо работают командные задания. Ученики охотно принимают участие в разработке научных проектов, исследованиях, которые с радостью представляют на уроке или записывают видео-презентации. Школа может подходить к этому нестандартно — на самом деле ограничений почти нет, потому что все мы сегодня пребываем на расстоянии одной ссылки друг от друга. А еще можно проводить групповые дискуссии, командные брейнштормы с Miro — все это станет замечательным дополнением к основной программе и поможет ученикам как развить собственные soft skills (универсальные навыки), так и избавиться от страха камеры, которая мешает многим людям строить карьеру в современных условиях.
Таким образом, если подвести итог, я глубоко убежден: качественное образование — это не о формате. Бывает плохое очное образование, замечательное дистанционное и наоборот. Единственное, что в самом деле важно, — понимать особенности того или иного формата и не стараться использовать одинаковые подходы везде.