Переосмысление региональной политики. Новые вызовы для Минрегиона
Переосмысление региональной политики. Новые вызовы для Минрегиона

Переосмысление региональной политики. Новые вызовы для Минрегиона

Переосмысление региональной политики. Новые вызовы для Минрегиона

Сентябрь традиционно для политической среды является временем кадровых ротаций, а в нынешних реалиях — долгожданных назначений. Так что в начале осени девять министров получили кредит доверия от парламента и начали формировать команды для реализации своих планов.

Так, руководить одним из ключевых направлений — восстановлением, развитием громад и территорий Украины — началвице-премьер-министр Алексей Кулеба, который раньше занимался региональной политикой в офисе президента Украины. Есть большие ожидания, что многолетний опыт работы на разных уровнях власти, эффективный менеджмент и профессионализм помогут исправить ситуацию в сфере, институциональное ослабление которой привело к регрессу. Ключевое сейчас — честный анализ вызовов и глубокое переосмысление целей региональной политики в контексте войны и европейской интеграции Украины, а также пошаговый пере-/запуск восстановленным Минрегиона на этой основе государственной политики в сфере ведения министерства.

Евроинтеграция. Как изменить парадигму мышления громад

В этих условиях главными направлениями работы Минрегиона мы считаем евроинтеграцию, децентрализацию, реинтеграцию деоккупированных территорий и кадровую политику. Важно, чтобы эти направления были согласованы с целями государственной региональной политики, которая наконец должна стать альфой и омегой деятельности восстановленного Минрегиона. Каждая идея, мероприятие или проект, рождающиеся в стенах министерства, должны проверяться на соответствие целям региональной политики.

Государственная региональная политика или политика сплоченности в ЕС

Государственная инвестиционная политика направлена на обеспечение сравнительно высокого качества жизни человека независимо от места проживания. Принятые в июле 2022 года, но не до конца реализованные фундаментальные изменения в Закон Украины «О принципах государственной региональной политики» определили трехуровневую систему планирования регионального развития, основы политики восстановления пораженных территорий и функциональные типы территорий для внедрения специальных государственных инструментов поддержки их развития.

Не будем забывать о важности выполнения рекомендаций европейских партнеров, в частности из Отчета о прогрессе Украины в рамках Пакета расширения ЕС 2023 года.

Во-первых, обновление Государственной стратегии регионального развития (ГСРР) на 2021–2027 годы и модернизация Государственного фонда регионального развития (ГФРР) для согласования с процессом восстановления и возрождения, принципами многоуровневого управления и территориально-ориентированной региональной политики.

Обновленная ГСРР (принятая в августе 2023 года) выполняет одно из требований Ukraine Facility и является важным шагом вперед, который оценили наши союзники.

Но документ сейчас не содержит функциональные типы территорий (доработка продолжается), что, соответственно, не раскрывает для нас все возможности сотрудничества с европейскими партнерами.

Стоит говорить и о том, что пора готовиться к следующему семилетнему периоду ЕС (2028–2034), поскольку даже если текущая стратегия будет усовершенствована в 2024–2025 годах, останется всего два года до 2027-го. Более того, в нашей ситуации уместно будет подготовить такой стратегический документ с учетом двух сценариев: Украина как полноценный член ЕС или страна-кандидат, ведущая переговоры о вступлении.

Во-вторых, принятие необходимых мер для внедрения Закона Украины «О принципах государственной региональной политики», в частности с учетом разного влияния войны на регионы.

В-третьих, усиление состоятельности региональных и местных администраций в подготовке проектов развития.

Необходимо четко понимать, что домашние задания в рамках евроинтеграции нужно выполнять осмысленно и в интересах Украины. Следует пошагово выстраивать систему «совместного управления» европейскими структурными и инвестиционными фондами в Украине не для их «освоения», а для собственно инвестирования в восстановление и развитие украинских территорий. Важно, чтобы это происходило на основе стройной системы планировочных документов восстановления и развития территорий для каждого уровня управления согласно европейским правилам.

Европейская интеграция и международное сотрудничество

Направление со звездочкой для нашей страны. Европейская интеграция касается реформирования практически всех аспектов жизнедеятельности страны, является особенно важной и находится под строгим контролем со стороны международных партнеров. В контексте переосмысления государственной региональной политики указателем для нас является Политика сплоченности ЕС. Это политика солидарности всех стран ЕС в помощи экономическому росту регионов и вливания инвестиций для выравнивания региональных диспропорций и обеспечения структурных изменений в экономике стран и регионов.

Другими словами, это когда сильные сплачиваются и помогают более слабым стать сильнее. Украина по понятным причинам сейчас и в ближайшие годы после полноценного вступления в ЕС попадает в «более слабые». Но есть и хорошие новости. Собственно «более слабые» претендуют на большую часть структурных и инвестиционных фондов политики сплоченности ЕС — при минимальном проценте софинансирования для выполнения конкретных проектов.

Нам важно понимать и учитывать в своих планировочных документах пять целей политики сплоченности ЕС на 2021–2027 годы (каждая из них финансируется европейскими структурными и инвестиционными фондами):

  1. Более конкурентоспособная и умная Европа благодаря содействию инновационным и целесообразным экономическим преобразованиям и региональным ИКТ-связям (73 млрд евро).
  2. Более экологичная («зеленая») экономика с низким содержанием углерода, переход к чистой экономике с нулевым содержанием углерода, смягчение изменения климата (92 млрд евро).
  3. Объединенная (более связанная) Европа благодаря улучшенной мобильности (40 млрд евро).
  4. Более социальная и инклюзивная Европа, внедряющая европейскую основу социальных прав (111 млрд евро).
  5. Европа, более близкая к гражданам благодаря постоянному и интегрированному развитию всех типов территорий (19 млрд евро).

Тот, кто понимает и умеет использовать возможности, получает значительные ресурсы для развития. Например, Польша — наш ближайший сосед, успешно интегрирована в ЕС, продолжает инвестировать европейские средства в свою экономику. На период с 2021 по 2027 год Польша получает 76,5 млрд евро (!) для реализации семи национальных и 16 региональных программ — это самая большая сумма среди стран ЕС. Для сравнения, Италия получает 42,2 млрд евро, а Германия — 19,9 млрд. В предыдущие периоды (2004–2020) Польша использовала 170 млрд евро на проекты развития, выделенные именно в рамках политики сплоченности на такие проекты.

Возможно ли подобное масштабное вливание средств ЕС в развитие Украины? Все зависит от нас и нашей институциональной состоятельности.

Децентрализация и местное самоуправление

Мы доказали, что можем показывать реальные результаты развития и быть примером. Стоит напомнить, что, по оценкам украинского общества и международных партнеров, децентрализация признана самой успешной реформой в Украине, о чем речь идет в выводах Еврокомиссии и отдельной резолюции Европейского парламента. Но не только громкими заявлениями на бумаге. Наши децентрализованные громады едва ли не единственные в мире на практике прошли несколько уровней вызовов: от тотальных локдаунов во время пандемии коронавируса до испытаний, связанных с полномасштабным вторжением, — наступлением, окружением, временной оккупацией, пребыванием в плену, жестокими убийствами населения и представителей органов местного самоуправления.

Можем с гордостью заявлять, что украинские децентрализованные громады являются неотъемлемой составляющей борьбы, сопротивления, национальной обороны, поддержки Вооруженных сил, а значит, будущей победы. Децентрализация должна продолжаться, а громады — укрепляться благодаря качественному законодательству, сотрудничеству и профессиональным кадрам.

Полномасштабная война не остановила реформу, хотя некоторые процессы замедлились из-за невозможности внести изменения в Конституцию. Война также выявила аспекты, которые следует исправить, а именно: пересмотреть границы громад после завершения боевых действий с учетом текущей демографической ситуации. Местное самоуправление закалили не только наделение его достаточными полномочиями и ресурсами, но и значительная ответственность за принятие тех или иных решений на местах, в зависимости от вызовов.

Важным для будущего восстановления и развития является внедрение подходов в сфере безопасности и территориально-ориентированных подходов к управлению для разных типов территорий, в частности экономических систем. Логично, что одинаковые правила нельзя применять к таким регионам, как Львовщина или Закарпатье, и таким, как Харьковщина или Херсонщина.

Ключевые задачи на будущее сводятся к качественному законодательному обеспечению, имплементации, сотрудничеству парламента и правительства, а также к добросовестному выполнению на местах. Важно внедрить институциональный надзор за законностью решений местного самоуправления, что является одним из пунктов Ukraine Facility и должно быть реализовано до первого квартала 2025 года.

Реинтеграция освобожденных территорий

Новое направление для Минрегиона, которое должно стать частью государственной региональной политики, связано с децентрализацией, местным самоуправлением и международным сотрудничеством для восстановления. В вопросе временно оккупированных территорий важно различать две группы.

Первая — это территории, оккупированные более десяти лет, а именно Крым и части Донецкой и Луганской областей. В них не проводились реформы, как в остальной части Украины, а ментальная пропасть в настроениях общества невероятно увеличилась. Вторая — территории, оккупированные после полномасштабного вторжения 2022 года, где российская оккупация разрушила достижения децентрализации и пыталась оперативно вернуть советскую систему управления.

Соответственно, после освобождения временно оккупированные территории придется подтягивать во всех аспектах. Это включает преодоление ментального разрыва, возникшего из-за влияния системы управления РФ. Также мы должны эффективно вернуть эти территории в современную европейскую Украину и интегрировать их в общую систему управления с европейскими программами развития.

Возвращение людей на деоккупированные территории — это серьезный вызов, который нужно преодолеть. Основная задача — создать условия, чтобы люди захотели вернуться и принимать участие в развитии громады как ментально, так и физически и материально. Это требует от государства симбиоза ряда процессов: безопасности, восстановления инфраструктуры, восстановления медицинских и социальных услуг, образования, а также создания рабочих мест. Независимо от того, большой это город или маленькая громада, люди должны хотеть жить там, рожать детей, а не искать пути для выезда.

Возьмем для примера деоккупированную часть Херсонщины: по состоянию на май 2024 года население 16 громад уменьшилось до 154 тысяч, что на 296 тысяч (65%!) меньше, чем до 2022 года. Основная причина — отсутствие безопасности из-за постоянных обстрелов. По этой причине возврат к нормальной жизни невозможен.

Деоккупация и возврат временно оккупированных территорий — процесс сложный и длительный, требующий переходного периода. Продолжительность этого периода может зависеть от срока оккупации и влияния вражеской пропаганды.

Новый глава МИД объявил о первых кадровых изменениях в ведомстве

Кадры, кадры, кадры

Это основа управления и функционирования громад и страны. Неотъемлемая составляющая новой региональной политики, европейской интеграции и международного сотрудничества, местного самоуправления и, конечно же, восстановленного управления на деоккупированных территориях. Поэтому логично, что эта сфера должна быть, в частности, в фокусе министерства. Основа, база, фундамент — как не называй, суть остается неизменной: правильные люди на правильных местах обеспечивают результат. «Правильные» в значении профессиональные, специалисты, честные, с желанием и видением путей достижения общественного благосостояния.

Где таких найти? Ведь наше общество часто живет категорией стереотипов и оценочных суждений, вроде бы все чиновники, депутаты, власть имущие — все плохие, основываясь на частных случаях. Безусловно, есть и такие. «Плохие персонажи» есть в каждой отрасли. К сожалению, наше общество не идеально, потому что нет идеальных обществ или систем в целом. Иногда стереотипы мешают нам мыслить и оценивать ситуацию трезво, чем, собственно, вредим сами себе, даже не осознавая этого. Если на каждом шагу разгонять «зраду» и кричать, что все чиновники плохие, у нас банально не останется желающих идти на государственную службу из-за устойчивой социальной модели «негативного персонажа».

Не секрет, что существуют серьезный кадровый голод и катастрофическая нехватка кадров на должности государственной службы и на службу в органах местного самоуправления, где спрос в несколько раз превышает предложение. По данным НАГС, в 2022 году вакантными были 18% должностей, а в начале 2024-го — уже каждое четвертое рабочее место. За последние два года количество госслужащих уменьшилось на 16,4 тысячи. Причины — война, нехватка человеческого капитала и низкие зарплаты. Реформа системы оплаты труда, над которой работает парламент, является одним из приоритетов публичного управления и важным шагом на пути к членству в ЕС.

Вместо вывода. Формирование и реализация государственной региональной политики, отвечающей на сложные вызовы и новые возможности, позволит нам преодолеть страшные последствия войны и стать конкурентоспособными на территории Европейского Союза. Именно такая задача должна стоять перед обновленной командой исполнительной власти, парламентом, офисом президента, представителями экспертной среды и собственно лидерами местного самоуправления.

Источник материала
loader
loader