Старшая школа станет профильной: какие возможности откроются для учащихся
Старшая школа станет профильной: какие возможности откроются для учащихся

Старшая школа станет профильной: какие возможности откроются для учащихся

Старшая школа в Украине уже в 2027 году должна стать "профильной". Реформу старшей школы поддерживают 85% старшеклассников, о чем свидетельствуют результаты всеукраинского социологического исследования, проведенного Киевским международным институтом социологии. Vgorode разбирался, что изменится после реформы и какие возможности откроются для учащихся.

Что предполагает реформа

Реформа старшей школы предполагает, что после 9 класса учащиеся смогут выбрать одно из двух направлений — академическое или профессиональное.

Академическое направление позволит учиться в лицеях по выбранному профилю, например, STEM или языково-литературному. Учащиеся смогут самостоятельно выбирать предметы для углубленного изучения, а также предметы, не связанные с профилем. К примеру, ученик биохимического профиля сможет выбирать курсы, связанные с литературой, искусством и языками.

Академические лицеи будут большими учебными заведениями, благодаря чему удастся сформировать несколько групп учащихся, а значит, для них появится возможность предложить разные профили и учебные предметы по выбору.

Профессиональное направление предусматривает поступление в профессиональный колледж или заведение профессионального высшего образования (ЗФПО), где студенты смогут овладеть профессией и выбирать предметы, связанные с ней. А после окончания учебы студенты смогут выбрать дальнейший путь — либо выйти на рынок труда, либо продолжить обучение в ЗВО.

Больше о реформе читайте по ссылке.

Как воспринимают реформу учащиеся и родители?

Чтобы понять отношение к реформе старшей школы, в Украине было проведено социологическое исследование, в котором приняли участие более 80 тысяч респондентов: ученики, родители, педагоги и представители местных властей из всех регионов.

91% старшеклассников и 83% студентов учреждений профессионального (профессионально-технического) и профессионального высшего образования хотели бы выбирать часть предметов для изучения.
85% старшеклассников поддерживают реформу.
Среди родителей учащихся 10–11 классов реформу поддерживают 85%, среди родителей учащихся 5–6 классов – 78%.

В рамках мероприятия "Профильная: какой будет реформа старшей школы" и презентации всеукраинского социологического исследования состоялась публичная дискуссия с участием министра образования и науки Украины Оксена Лесного и учеников старших классов. Подростки отметили, что им не хватает возможности выбирать предметы, которые больше отвечают их интересам.

Например, ученик 9 класса Андрей отметил: "Я учусь в классе математического профиля. В школе нравится общение с друзьями и новые знания. Но многое из программы, по моему мнению, не понадобится в жизни. Идея выбора предметов — крутая, потому что старшеклассники смогут сосредоточиться на интересном и потому, что потребуется в будущем. Было бы хорошо иметь в школе человека, который поможет с выбором профессии, и больше практики на уроках, как эксперименты на химии или работа с приборами на физике».

В Минобразования считают, что реформа старшей школы усилит индивидуальный подход к желаниям ребенка в выборе его образовательной траектории. Ученик будет выбирать те предметы, которые ему потребуются и которыми он интересуется.

"Реформа старшей школы меняет ценностный подход к образованию. Девятиклассники будут самостоятельно выбирать, как они хотят учиться в старшей школе. Это заложено в философию всей реформы, и это то, к чему, как мы видим, стремятся сами дети. Мы даем им свободу. Это одна из важных, основополагающих ценностей человека", — отметил министр образования и науки Украины Оксен Лесной.

Профориентация и практические навыки

По словам подавляющей части опрошенных родителей и учащихся, в учебных заведениях проводят профориентацию. Правда, более 40% респондентов отметили, что о профессиях рассказывают учителя. То есть в учебных заведениях не хватает системного подхода к профориентационной работе и разнообразие ее форматов. Лишь одна пятая родителей и учеников заявили, что школы организуют экскурсии на предприятия, и одна десятая – ярмарки профессий. Чуть больше 20% сказали, что о профессиях узнают самостоятельно или от других людей.

Сотрудничество с громадами

В настоящее время идет подготовка к внедрению реформы: нарабатываются изменения в законодательство, ведется разработка программ, учебников и учебных материалов, налажено профессиональное развитие учителей, продолжается обновление образовательной среды в будущих лицеях и колледжах.

Громады вместе с Министерством образования и науки Украины и областными администрациями работают над созданием новой сети лицеев.

Смена сети учебных заведений — одна из важнейших частей реформ. Согласно исследованию, 81% глав территориальных громад, где проживают менее 1200 учеников, готовы создавать академические лицеи. 56% глав ТГ и 59% депутатов местных советов готовы к сотрудничеству с другими общинами для создания лицея, но если он будет на территории их громады.

В то же время учащиеся (72%) и студенты (71%) готовы учиться в другой громаде, если там будут созданы лучшие условия для обучения. 40% опрошенных педагогов готовы работать в другой громаде, если рядом не будет академического лицея.

Сергей Колебошин, народный депутат Украины, заместитель председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам образования, науки и инноваций отметил, что без изменений в законодательстве по формированию сети реформа старшей школы не сможет быть качественно реализована. Правительство уже готовит законопроект, который должен быть представлен в Верховную Раду Украины.

"Учитывая разнообразие населенных пунктов, сеть школ будет нуждаться в разных подходах, однако большие города, в частности, областные центры, должны иметь обособленные академические лицеи от 1-9 классов. Надеюсь, это будет отражено в законопроекте, это важно для обеспечения качественных и разнообразных образовательных траекторий", - подчеркнул народный депутат.

Валентина Полторак, менеджер проекта DECIDE, рассказала, что ключевой задачей партнеров МОН является создание комплексного плана внедрения реформы.

"Чтобы стратегия реформы базировалась на аналитических данных о состоянии образования в Украине, его связи с экономикой и потребностями государства в восстановлении, мы провели ряд национальных исследований. В настоящее время презентовали результаты исследования КМИС, ведь при внедрении реформ, особенно во время войны, важно понимать, поддерживает ли общество эти изменения. Важно, что такие исследования общественного мнения будем проводить каждый год, чтобы дать возможность правительству планировать и воплощать реформу, основываясь на запросе общественности. основы для восстановления страны и молодежи – возможность строить будущее в своей стране".

Пилотирование реформы стартует в 2025 году в отдельных лицеях в разных регионах. Национальный старт реформы запланирован на 2027-2029 годы.

Исследование проведено Киевским международным институтом социологии (КМИС) в апреле-мае этого года по заказу Швейцарско-украинского проекта DECIDE - "Децентрализация для развития демократического образования" по запросу МОН. Исследование охватило представителей местных властей, педагогов, родителей и учащихся из всех регионов Украины. Опрос проводился методом онлайн-интервью (CAWI) в апреле-мае 2024 года с использованием репрезентативной выборки школ и учреждений ПТО/ФПО. Всего в опросе приняло участие более 80 тысяч респондентов из 300 территориальных общин во всех регионах Украины.

Полный текст исследования доступен по ссылке.

Источник материала
Упоминаемые персоны
loader
loader