Детские сады: исчезнут ли там очереди и когда будут учить там английский
Детские сады: исчезнут ли там очереди и когда будут учить там английский

Детские сады: исчезнут ли там очереди и когда будут учить там английский

Догнать ЕС.

В июне этого года Верховная Рада приняла закон №8030 "О дошкольном воспитании", дающий старт глобальной реформе дошкольного образования.

"Украине уже давно нужно реформировать дошкольное образование.

Поэтому мы предлагаем четко определить формы его получения, формы детских садов, педагогическую поддержку родителей и еще ряд важных изменений.

Уверен, их почувствуют все участники процесса - и педагоги, и родители",- отметил народный депутат, председатель подкомитета по раннему развитию и дошкольному образованию, инициатор закона Владимир Воронов.

Он добавил, что этих изменений уже более 20 лет ждут родители, педагоги и воспитатели.

При подготовке документа учтен лучший отечественный и мировой опыт, современные вызовы и тенденции, а также евроинтеграционный процесс.

"В соответствии с рекомендациями Совета Европы, все страны ЕС должны достичь 96% охвата дошкольным образованием детей в возрасте от трех до шести лет.

Ведь это звено образования, которое может иметь почти мгновенное влияние на экономику страны.

Создание безопасных условий для детей в садах позволяет родителям уверенно оставлять у них малышей и возвращаться к работе, стимулирующей производительность и рост экономики",- пояснила замминистра образования и науки Евгения Смирнова в интервью ZN.

По ее словам, чтобы достичь столь высокого показателя, Украина должна осуществить ряд трансформаций, и новый закон о дошкольном воспитании - их составляющая.

Ведь, по данным областных департаментов образования и науки, по состоянию на 15 мая 2024 года общий процент детей, охваченных разными формами дошкольного образования, составил 73,1%.

Мобильные и семейные сады.

Для того чтобы охватить больше малышей дошкольным воспитанием и разгрузить очереди для записи в детсады, должны функционировать разные типы заведений дошкольного образования.

Идея о создании альтернативных детсадов возникла не спонтанно – такие заведения уже давно и успешно работают в разных странах.

Какими могут быть альтернативные садики?.

Прежде всего, это мобильный детсад.

Это автобус или другое транспортное средство, оборудованное всеми необходимыми материалами для работы с детьми.

Он приезжает по графику в разные населенные пункты, останавливается там, где есть укрытие.

Родители знают его расписание и приводят детей на занятия.

Это может быть хорошим вариантом для тех областей, где много разрушенных заведений: Днепропетровской, Херсонской, Николаевской.

Всего в Украине сейчас 110 полностью разрушенных дошкольных учреждений и более 1100 повреждены.

Сейчас уже появился первый мобильный садик - от финского правительства, которое будет работать в Херсонской области.

Специальные детсады - это тип организации образовательной деятельности, обеспечивающий получение дошкольного образования детьми в возрасте от двух до семи или восьми лет с особыми образовательными потребностями, обусловленными физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями или расстройствами поведения.

Будут еще семейные садики, расположенные в частном пространстве - в доме или квартире, адаптированных для предоставления образовательных услуг.

"Я видела, как эта идея работает в Германии в Kinder Garten.

Домашние сады популярны также в Ирландии и Франции.

У них небольшие группы детей воспитываются в домашней атмосфере несколькими воспитателями, имеющими соответствующие лицензии.

Это решение для тех общин, которым трудно содержать классический сад - отапливать его, иметь большой штат работников при малом количестве детей",- объяснила Смирнова.

Они очень похожи на семейные садики, однако есть нюансы.

Их определит специально созданная рабочая группа.

Также будут организованы Центры педагогического партнерства - это заведения дошкольного образования, которые будут помогать родителям в воспитании детей, не посещающих садик.

Образовательный процесс там будет происходить при обязательном участии родителей или одного из них.

Центры развития ребенка будут обеспечивать получение образования детьми (даже теми, кто будет получать его в детсадах или в семье), по отдельным программам.

Центры могут также оказывать психолого-педагогические и коррекционно-развитые услуги.

Будут также дошкольные центры - садики для небольшой группы детей, которые будут открывать при учреждениях - библиотеках, министерствах или даже бизнес-организациях.

Преимущество их в том, что для них не требуется отдельное большое здание, если в общине мало детей.

А работодатели смогут открывать дошкольные центры, чтобы привлечь на работу мам и пап малышей.

И уже в следующем месяце в Министерстве образования и науки будет открыт такой дошкольный центр.

Он будет работать в помещении министерства для детей сотрудников.

Пилотирование идей начато.

При поддержке UNICEF в Украине уже начато пилотирование идей, заложенных в новом законе о дошкольном образовании.

Сначала были определены приоритетные общины, где уже в скором времени будут открывать заведения, участвующие в пилотных проектах.

Это важный шаг для разработки оптимальных решений и подготовки детальных инструкций, которые помогут общинам открыть собственные заведения.

Еще одно нововведение касается английского языка.

Как сообщила замминистра, согласно Закону "О применении английского языка в Украине", с сентября 2026 года английскому языку будут учить детей пяти-шестилетнего возраста во всех учреждениях дошкольного образования страны.

В частности, на безвозмездной основе проводят курсы по обучению английскому языку с нуля для тех, кто не владеет им вообще или имеет минимальный уровень знаний.

Галина Гирак.

Теги по теме
Евросоюз Образование
Источник материала
loader
loader