"Налог на посылки": чем обернется инициатива правительства
"Налог на посылки": чем обернется инициатива правительства

"Налог на посылки": чем обернется инициатива правительства

Налог однозначно возрастет.

Сейчас приобретенный на иностранных маркетплейсах товар стоимостью до 150 евро попадает в Украину без уплаты НДС (20% от цены) и пошлины (около 10%).

Для посылок, стоимость которых превышает этот лимит, налоги начисляются на сумму превышения: для посылки стоимостью 200 евро налоги следует уплатить с 50 евро.

Льготную норму хотели изменить уже несколько раз.

Последний раз это произошло в июле, когда Минфин обнародовал план повышения налогов.

Но тогда лимит для посылок не изменили.

Впрочем, от идеи обложить налогом международные посылки стоимостью до 150 евро не отказались.

2 октября председатель комитета ВР по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев во время мероприятия Диалоги с NV о будущем.

Бизнес и война заявил, что из законодательства должна быть исключена норма о неуплате НДС при получении почтового отправления из-за рубежа стоимостью менее 150 евро.

"Общаясь с бизнесом, я не слышал другого подхода - льгота в виде 150 евро должна быть убрана.

Мы заканчиваем подготовку соответствующего законопроекта, внесем его, медлить не будем.

Несмотря на то, что определенная прослойка нашего населения будет недовольна", - сказал Гетманцев.

Он заметил, что существование нормы о неприменении НДС к почтовым посылкам из-за рубежа на сумму до 150 евро вносит "перекосы в налогообложении".

"Мы почему-то поддерживаем иностранного товаропроизводителя.

Наш производитель, который производит товары, от продуктов питания до легкой промышленности, платит НДС.

А тот, кто это делает в условном Китае, НДС не платит.

С точки зрения государственной налоговой политики это абсолютный нонсенс, бессмыслица.

Мы притесняем людей, которые здесь создают добавленную стоимость, платят налоги, в пользу людей, которых мы даже не знаем",- сказал глава налогового комитета.

Интересно, что отмена льготы для международных посылок - едва ли не единственная норма из налогового законопроекта, которую открыто поддерживали крупнейшие бизнес-ассоциации.

"Освобождение международных посылок от налогов приводит к потерям поступлений в госбюджет в пределах 7-9 млрд грн в год, создает неравные условия между национальными и международными операторами электронной коммерции, отечественными и иностранными производителями", - говорится в заявлении Украинского совета бизнеса, который объединяет 117 бизнес-ассоциаций страны.

"В рамках лимита 150 евро необлагаемой стоимости у нас завозят все.

Это значительно большая проблема, чем просто нежелание платить незначительные налоги при импорте", - отмечал министр.

Поэтому скорее всего власть сделает закон о налогообложении международных посылок стоимостью до 150 евро.

Интересно лишь каким он будет.

Что предлагает власть.

Как говорит Гетманцев, сейчас заканчивается подготовка законопроекта о налогообложении зарубежных отправлений стоимостью до 150 евро.

Деталей нардеп не озвучил.

Поэтому есть смысл посмотреть на нормы, которые власть продвигала в июле.

Тогда Минфин предлагал снизить необлагаемый лимит на международные посылки от физлица к физлицу (условно, украинцу от родственника из-за рубежа) со 150 до 45 евро.

А для посылок украинцам из зарубежных интернет-магазинов и маркет-плейсов правительственные чиновники предлагают необлагаемый порог в 0 евро - то есть, все получатели будут платить НДС.

"Это явно противоречит интересам простых людей и подвергает их очевидным серьезным рискам.

Основная масса украинцев даже не знает, какие налоги высчитываются из их заработных плат, а ставка НДС для большинства людей - загадка.

Уплата налога с использованием реквизитов фискальной службы по IBAN - еще один непростой вызов для большинства людей, как и необходимость длительного многолетнего хранения квитанции о совершенном платеже на случай, если налоговая его "потеряла", а человек должен доказать уплату.

Хорошо, если дело не дойдет до ареста счетов человека за неуплаченный НДС на несколько сотен гривен",- отмечал тогда в своем блоге Олег Пендзин, эксперт Экономического дискуссионного клуба.

Также были недовольны отечественные производители дронов.

Соучредитель благотворительного фонда Dignitas Люба Шипович в разговоре с Еспресо говорила, что FPV-дроны украинского производства на 80%-100% состоят из китайских комплектующих, которые приходят посылками из китайских маркетплейсов.

Она предупредила, что их налогообложение приведет к удорожанию комплектующих, а проверка посылок затормозит доставку критически важных компонентов на месяцы.

Шипович говорила, что в таком случае волонтерам и производителям придется собирать еще больше донатов для уплаты налогов и пошлин.

"Налог на посылки" затормозит даже работу крупных государственных производителей вооружений: государственный концерн "Укроборонпром" во избежание бюрократии и ускорения разработок часто закупает комплектующие с почтовой доставкой для изготовления прототипов и испытаний инновационных вооружений и техники.

Но даже если новый закон будет отличаться от июльских инициатив, каждый эксперт предупреждает о неотвратимом невероятном коллапсе на таможне, - в случае изменения льготного лимита на стоимость посылки.

"Усложнить жизнь миллионам".

По данным издания ЭП, всего в 2023 году в Украину ввезли почти 52 млн посылок стоимостью 62,12 млрд грн.

При этом стоимость 51,5 млн посылок общей стоимостью 40 млрд грн не превышала безналоговый лимит 150 евро.

"Сейчас налоги уплачиваются с менее чем 1% международных посылок, которые ввозятся в Украину.

Поэтому отмена льготы на безналоговый ввоз посылок стоимостью до 150 евро может одномоментно и существенно увеличить нагрузку на таможенные органы и усложнить жизнь миллионам украинцев, которые покупают товары за рубежом",- пишут аналитики ЭП.

Экс-вице-премьер-министр Украины Павел Розенко в блоге для издания Oboz пишет, что ни в правительстве, ни на таможне никто не понимает, как можно проконтролировать более 50 млн посылок в год.

"Будет, как всегда.

Так как проконтролировать такое количество посылок физически невозможно, то таможня подойдет к вопросу "творчески".

Кого-то будет досматривать по полной программе, а на "нужные" партии масштабного товара по-прежнему будет закрывать глаза.

Ясно, что не "безвозмездно",- спрогнозировал Розенко.

Он напомнил, что украинцы заказывают более дешевые товары за рубежом из-за ухудшения материального положения и инфляции.

По мнению Розенко, чиновники даже не учитывают социальную составляющую проблемы и не прогнозируют последствия.

Также экономисты подмечают парадоксальный факт: проверка посылок может стоить дороже, чем дополнительная сумма сборов.

Как отмечал Олег Пендзин, авторам законопроекта стоит посчитать, сколько принесет бюджету ручная проверка десятков миллионов почтовых пакетов.

"Зато совершенно очевидно, что для контроля за их содержимым и перемещением через границу понадобится пополнение армии чиновников на таможне и в налоговой",- пишет он.

А экономический аналитик Алексей Кущ задает риторический вопрос: будет ли стоить начисление пошлины и НДС на посылку ценой от 1 доллара с Ali.

Express огромных затрат на администрирование этих налогов?.

"Технически это наверняка заблокирует саму систему из-за огромных задержек.

С другой стороны, теряется всякий смысл повышения налогов для увеличения поступлений в бюджет.

Ведь никаких дополнительных поступлений не будет - сбор и администрирование таких налогов будут стоить дороже, чем сама дополнительная сумма сборов",- написал эксперт в блоге для сайта Комментарии.

Эксперт также напомнил о социальных последствиях повышения налога на посылки и призвал главу Минфина и Гетманцева преодолевать "схематоз" в бизнесе, а не ужимать миллионы украинцев.

"Министр подчеркивает, что государство в лицах министерств, ведомств, таможни и правоохранительных органов не способно проконтролировать работу "серого" бизнеса и, наконец, вытащить его из "тени".

Поэтому, по мнению министра, нужно взяться за посылки простых украинцев.

Какая-то слишком странная логика",- уверен Алексей Кущ.

Валерия Шипуля.

Теги по теме
Украина Верховная Рада Бюджет
Источник материала
loader
loader