От некоторых клиентов банки требуют уплатить значительную долю средств со счета при принудительном его закрытие. Речь идет о счетах, не прошедших финансовый мониторинг. В свою очередь Нацбанк подчеркнул, что, согласно действующему законодательству, банки не могут взимать с клиентов штрафы за прохождение финмониторинга. Об этом пишет "Минфин" со ссылкой на НБУ.
Однако кроме требований закона и правил Нацбанка каждый банк имеет собственные правила для прохождения финмониторинга – чтобы к ним не начали приспосабливаться, их не разглашают. В НБУ подтвердили, что кроме нарушений правил финмониторинга банки расторгают договоры с клиентами и по другим причинам.
Как результат, банки взимают 20-30% от общей суммы на счете не за сам финмониторинг (но и за эту услугу взимается отдельно 1% комиссии), а за возврат средств после него уже в рамках расчетно-кассового обслуживания (РКО). То есть, когда владелец счета хочет вернуть свои средства.
Проблема в том, что признаки подозрительных транзакций не разглашаются, поэтому клиенты банков не могут узнать о мотивации банка для применения наказания. Каждый банк определяет их отдельно, о чем сообщают клиентам с отказом объяснить причину блокировки. То есть в таких условиях не исключены злоупотребления банков.
При этом ответ Нацбанка: «Следует еще раз подчеркнуть, что банки имеют право самостоятельно определять свою тарифную политику в рамках действующего законодательства».
Сообщалось, что украинская система BankID прошла предварительную оценку соответствия требованиям европейского регламента eIDAS относительно стандартов для электронной идентификации со средним (substantial) уровнем доверия. В долгосрочной перспективе это может стать отправной точкой признания системы BankID схемой электронной идентификации, которую можно будет использовать в ЕС.