Сексуальное насилие как инструмент войны России против Украины: как привлечь агрессора к ответственности
Сексуальное насилие как инструмент войны России против Украины: как привлечь агрессора к ответственности

Сексуальное насилие как инструмент войны России против Украины: как привлечь агрессора к ответственности

По состоянию на 1 октября 2024 года Офис Генерального прокурора зафиксировал 321 случаев сексуального насилия, связанного с конфликтом — войной ( СНПК ). Из них 115 пострадавших мужчин, 206 женщин и 16 несовершеннолетних. Это официально зафиксированные прокурором случаи, в которых говорится об изнасиловании, причинении физического вреда половым органам, принудительном обнажении, угрозах и попытках изнасилования, принуждении смотреть на сексуальное поругание над близкими лицами.

По данным ООН, незарегистрированных случаев СНПК в 10-20 раз больше. В основном это объясняется отказом пострадавших общаться с правоохранительными органами из-за страха ретравматизации, риска повторной оккупации или беспокойства из-за близких, которые до сих пор находятся на временно оккупированных территориях. Важным фактором является стигматизация пострадавших, что провоцирует постоянное чувство стыда, вины, изоляции и, как следствие, страх публичного осуждения.

Сегодня в Украине есть все признаки, которые выделяют сексуальное насилие во время войны как военное преступление. И мы настаиваем, что российские оккупанты используют СНПК как метод ведения войны, как непосредственное влияние на украинское гражданское население с целью его запугивания и достижения определенных военных целей. Ни в коем случае они не стремятся к сексуальному удовольствию, главное — унизить, пытать, покорить волю », – объясняет Марина Легенька, вице-президент ОО «Ла Страда-Украина».

Агрессоры совершают СНПК и в отношении военнопленных. Поэтому так же, как и гражданские, те являются уязвимой категорией населения.

Анализ официально задокументированных случаев сексуального насилия, совершенных российскими военными в Украине, подтверждает нарушение агрессором многочисленных международных конвенций и уставов. Основополагающим в этой сфере документ Римского устава Международного уголовного суда, который Верховная Рада Украины ратифицировала в августе этого года. Именно этот документ квалифицирует СНПК как международное преступление.

В то же время, по словам Легенькой, российскими агрессорами грубо нарушен и ряд других международных документов: Это касается Женевских конвенций и дополнительных протоколов к ним. В частности, Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. А также Европейской конвенции по правам человека, ст. 3 которой вообще запрещает пытки. Обязательно следует упомянуть и Конвенцию ООН о правах ребенка. Потому что, к сожалению, проблема сексуального насилия во время российско-украинской войны затрагивает и детей. И поскольку мы говорим о СНПК как одном из видов гендерно обусловленного насилия, то подчеркиваем массовые нарушения агрессором Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, которую Украина ратифицировала ”.

Замминистра внутренних дел Екатерина Павличенко подчеркивает, что факты сексуального насилия, совершенные агрессором в отношении уязвимых категорий украинского общества, имеют все признаки геноцида.

О том, что сексуальное насилие сознательно применяется как оружие войны, свидетельствуют случаи, когда командиры армии РФ отдавали приказы своим подчиненным насиловать украинок. К примеру, в Киевской области командир отдал приказ своим подчиненным насиловать местных жительниц. Он и двое подчиненных ходили по селу и искали подходящих. Были изнасилованы две женщины. Муж одного из потерпевших хотел вступиться за свою жену. Его убили. Изнасилованная женщина и ее 15-летний сын три дня находились в доме с телом мертвого мужчины. Потом его закопали на огороде ”.

Мир должен понимать, что сексуальное насилие является частью военной стратегии России, призванной унизить и дестабилизировать уязвимые категории украинского общества. Следующим шагом должно быть наработка действенного алгоритма привлечения агрессора к ответственности.

В первую очередь , Украина критически нуждается в специальном законодательстве , которое будет предусматривать определение срока СНПК, статуса потерпевших, создание единой системы предоставления психологической, медицинской, социальной помощи пострадавшим, а также урегулирование предоставления репарационных мероприятий. По состоянию на данный момент, проекты соответствующих законопроектов №10132 "О статусе лиц, пострадавших от сексуального насилия, связанного с вооруженной агрессией Российской Федерации против Украины, и безотлагательные промежуточные репарации " и №10256 "Об учете лиц, жизни и здоровье которых нанесено ущерб в результате вооруженной агрессии Российской Федерации против Украины” готовятся на второе чтение в Верховной Раде.

Законопроект №10132 предусматривает два важных инструмента: неотложную компенсацию – денежную выплату пострадавшим и неотложные промежуточные репарации. Неотложные промежуточные репарации – это меры, направленные на устранение последствий СНПК путем предоставления пострадавшим лицам доступа к средствам правовой защиты, компенсации, реабилитации, восстановлению морального и материального ущерба. Они будут действовать и для членов семей погибших пострадавших. Получить доступ к этим инструментам можно будет после получения соответствующего статуса путем обращения в комиссию при Минсоцполитике ”, – объясняет инициатор представления законопроекта, народный депутат Марина Бардина.

Следует отметить, что предоставление безотлагательных репараций в определенных случаях может побуждать пострадавших начать сотрудничество с правоохранительными органами по фиксации преступления.

Следующим этапом должно быть создание комплексной государственной программы , регулирующей процесс фиксации преступления, сбора доказательств, коммуникации с пострадавшими и т.д. Важно, чтобы уполномоченные государственные представители не только владели корректной терминологией, но и осознавали важность корректной и нравственной коммуникации с пострадавшими от СНПК. Этот процесс следует начинать, например, с разработки единых протоколов расследования дел по СНПК во избежание повторной травматизации человека.

В то же время, эта программа также должна регулировать взаимодействие государственных институтов, городского самоуправления и общественных инициатив. Каждое из которых является обязательным участником процесса защиты пострадавших и привлечения преступника к ответственности. Каждый причастный к фиксации преступлений СНПК представитель должен владеть знанием об инструментах и механизмах оказания помощи и быть готовым при необходимости предоставить всю необходимую информацию потерпевшим.

Украина имеет разветвленную систему оказания помощи пострадавшим, в частности медицинской, правовой, социальной. Но эта система достаточно сложна. Поэтому наибольшим вызовом для услуг (сервис-провайдеров), в частности для Правительства, служб социальной поддержки, общественных и международных организаций, а также правоохранительных органов является координация их действий. Нередко случается, что некоторые услуги дублируются. Или не работает механизм перенаправления, когда отдельные организации не могут предоставить пострадавшим нужную помощь из-за нехватки ресурсов, и не знают, что такую помощь может предоставить другая структура, имеющая соответствующие возможности и финансирование ”, – объясняет представитель в Украине Фонда лауреата Нобелевской премии доктора Дениса Муквеге и Глобального фонда переживших насилие Федор Дунебанин.

Наконец, процесс привлечения России к ответственности за совершение сексуального насилия в Украине должен предусматривать тесное взаимодействие государственных и межгосударственных учреждений, сотрудничество с правозащитными институтами и мобилизацию мировой общественности в вопрос восстановления справедливости . Такое взаимодействие направлено на усиление дипломатического давления, экономических санкций и международной изоляции агрессора, а также создание отдельной инициативы, которая позволит расследовать и судить высших политических и военных руководителей России за преступления агрессии (по примеру Нюрнбергского процесса).

Сегодня государственные институты и гражданское общество должны стать опорой для людей, подвергшихся сексуальному насилию, обусловленному войной. Эффективная система реагирования должна предусматривать не только медицинскую, психологическую, социальную и другие виды поддержки, но и наказание виновных и возмещение причиненного ими ущерба ”, – подчеркивает директор по стратегическому развитию Украинского Женского Фонда Наталья Карбовская.

Украинский Женский Фонд - один из активных актеров противодействия СНПК в Украине сегодня. По инициативе Фонда и поддержки партнерских организаций, среди которых ОО "Ла Страда-Украина", Ассоциация женщин-юристок Украины "ЮрФем", был инициирован проект "Выстоим вместе". По словам Н. Карбовской, идея проекта родилась при изучении международного опыта борьбы с преступлениями сексуального характера. Так, среди приоритетных направлений деятельности проекта:

– активный диалог и защита пострадавших от действий российских военнослужащих;

– фиксация показаний и доказательств преступлений для регистрации в соответствующих реестрах;

– овладение и передача международного опыта украинским специалистам, работающим с пострадавшими и документирующими случаи насилия;

– налаживание межсекторального взаимодействия между всеми актерами, осуществляющими активное противодействие СНПК в Украине.

Проект продолжался с октября 2022 по октябрь 2024 года и стал одним из первых эффективных примеров переосмысления и налаживания украинской системы реагирования на сексуальное насилие, связанное с вооруженной агрессией России.

Привлечение России к ответственности за военные преступления, совершенные в Украине, является важным шагом по восстановлению справедливости и обеспечению международного правопорядка. Это не только вопрос наказания виновных, но и сигнал для мирового сообщества, что агрессия и массовые нарушения прав человека не останутся без последствий. Совместные усилия Украины, международных правовых институций, правительств других стран и правозащитных организаций уже создают прочную основу для того, чтобы виновники были справедливо наказаны, а потерпевшие получили необходимую защиту и помощь. Этот процесс может стать новым этапом в развитии международного права, что укрепит механизмы защиты от агрессии и нарушений прав человека в будущем.

Источник материала
loader
loader