Удары учащаются.
В последние недели Россия увеличила количество ракетных ударов по портам и гражданским судам в Черном море.
Как сообщает Миссия ООН по наблюдению за соблюдением прав человека в Украине, за последние недели в Одесской области россияне убили и ранили 14 и 28 человек соответственно.
Во время одного из последних ударов повредило жилой дом, в результате чего погиб ребенок и еще три человека.
Как пишут аналитики The New York Times, удары по кораблям были направлены в основном на суда "под флагами небольших стран, которые вряд ли примут ответные меры против России".
Например, пострадали контейнеровоз под флагом Палау и судно под флагом Сент-Китс и Невис.
"Россия непосредственно нацеливается на поставки продовольствия наиболее нуждающимся людям.
Все эти действия являются вопиющим нарушением международного права и должны быть немедленно прекращены", - заявил главный представитель Европейской комиссии по внешним связям.
А 10 октября министр развития общин и территорий Украины Алексей Кулеба заявил, что за три последних месяца вражеские войска совершили почти 60 атак на порты.
Их следствием стало повреждение и уничтожение почти 300 объектов портовой инфраструктуры, 177 транспортных средств и 22 гражданских судов.
В частности, пострадали 79 гражданских.
Среди них работники портов, логистических компаний и экипажа судов.
Следует добавить, что кровавые атаки россиян не останавливаются.
14 октября россияне снова атаковали порт в Одессе.
В результате атаки один человек погиб, еще восемь пострадали.
Возникает вопрос: зачем Россия обстреливает украинские порты?.
"Дестабилизация морского коридора".
"Украинское правительство заявляет, что эти удары направлены на снижение экспортного потенциала Украины, который для зерна осуществляется в основном морским путем.
По словам Кулебы, от этого прежде всего страдают развивающиеся страны и Европа.
Всего около 40 стран получают украинское зерно, в частности в Африке, Китае и на Ближнем Востоке, а также в Европе",- говорится в материале The New York Times.
Представитель Украинской добровольческой армии Юг Сергей Братчук также отмечает: российские удары по портовой и припортовой инфраструктуре Украины не случайны.
"В приоритете врага действительно остается террор.
Террор и попытка каким-то образом повлиять на работу украинских морских коридоров, которые работают мало того, что в условиях войны, но вместе с тем показывают результаты, которые поражают весь мир", - сказал он в эфире телеканала FREEДОМ.
По его словам, Россия с помощью террора пытается влиять на партнеров Украины.
"Таким образом идет повышение, например, стоимости страховых полисов - так реагирует рынок.
Враг это прекрасно понимает.
Более того, враг спокойно торгует украинским краденым зерном, которое вывозит из наших временно оккупированных территорий, выдает за свое зерно и пытается влиять на европейский и мировые рынки зерна.
Это главные причины",- подытожил Сергей Братчук.
В свою очередь, Алексей Кулеба пояснил, что целью россиян являются гражданские суда и зернохранилища.
"Цель этих атак - снижение нашего экспортного потенциала.
Речь о сознательном провоцировании продовольственного кризиса в тех частях мира, которые напрямую зависят от поставок украинского зерна.
Целями вражеских обстрелов в первую очередь являются порты, гражданские суда и зернохранилища",- подчеркнул министр.
Кулеба добавил, что каждое военное преступление задокументировали правоохранители.
"И РФ будет отвечать за каждую атаку против гражданских, человечности и международного права",- добавил глава ведомства.
Последствия уже ощутимы.
Ракетные попадания в одесских портах уже сказываются на работе зернового коридора, отмечает заместитель председателя Всеукраинского аграрного совета Денис Марчук.
"Увеличение атак РФ на суда с агропродукцией усложняют логистику экспорта.
Военные риски влияют на расходы на фрахт, поскольку компании вынуждены учитывать потенциальные атаки во время транспортировки",- пишет Марчук на своей странице в Facebook.
А украинская экономика продолжает нести убытки.
10 октября в эфире Мы-Украина первый заместитель министра аграрной политики и продовольствия Украины Тарас Высоцкий напомнил, что стабильность экспорта является жизненно важной для украинского агросектора, поскольку 65-70% аграрной продукции страны предназначено для внешних рынков.
Он добавил, что Украина имеет ориентированный на экспорт агросектор, продукцию которого на 85% перевозят морским путем.
"Каждая такая провокация и каждый удар страны-агрессора - это постоянные потери, которые исчисляются десятками миллионов долларов, опять же поскольку экспорт прежде всего идет через порты большой Одессы.
Поэтому однозначно это террор, это опять же использование продовольствия как оружия.
Мы видим, что удары идут по продовольствию, продовольствию, которое идет в страны, которые очень в этом нуждаются.
Это не только негатив с точки зрения потерь в десятки миллионов долларов, а и с точки зрения того, что люди, которые нуждаются в продовольствии в разных странах мира, могут его недополучать",- рассказал представитель Минагро.
Как добавляет издание Mind со ссылкой на экспертов, последние два года стало понятно, что альтернативы морскому аграрному экспорту из глубоководных портов не существует.
Есть довольно значительные успехи в налаживании альтернативных путей, однако их пропускные способности не сопоставимы с необходимыми объемами отгрузки.
"Интенсивные атаки (россиян - ред.) будут влиять на стоимость страховки судов, стоимость фрахта судов и зарплатный фонд команды.
Ставки фрахта уже длительное время оставались стабильными, находясь в секторе панамаксов на уровне 50-54 долл./т, однако эта стабильность рискует не устоять под ракетами", - говорится в материале.
Но как прекратить удары по портам?.
"Хотелось бы больше практических действий от международных партнеров, чтобы обеспечить порты Большой Одессы противовоздушной обороной.
Это поможет гарантировать безопасность наших судов и обеспечить стабильность поставок украинского зерна",- отмечает Марчук.
Министр Кулеба также отметил, что со своей стороны мир должен соответственно реагировать на эти атаки, ведь последствия обстрелов ощутимы не только для Украины.
В первую очередь это сказывается на государствах Глобального Юга и Европы.
Более 40 государств сегодня получают украинское зерно, среди них Египет, Ливия, Тунис, Алжир, Китай, Вьетнам, Индонезия, Испания, Турция, Нидерланды.
Валерия Шипуля.