Последний дюйм. Все, что нам нужно знать о выборах в США, шансах Трампа и Харрис
Последний дюйм. Все, что нам нужно знать о выборах в США, шансах Трампа и Харрис

Последний дюйм. Все, что нам нужно знать о выборах в США, шансах Трампа и Харрис

Последний дюйм. Все, что нам нужно знать о выборах в США, шансах Трампа и Харрис

До официальной даты президентских выборов в США осталось ровно две недели. Впрочем, голосование уже фактически стартовало: со второй половины сентября (дату определяет каждый штат отдельно) начали голосовать граждане США, кто не может или не хочет прийти на избирательные участки 5 ноября.

Впервые за много лет накануне выборов нет очевидного фаворита. Кандидаты идут ноздря в ноздрю: практически во всех опросах общественного мнения разница между их рейтингами в рамках статистической погрешности. Это касается и общенациональных показателей, и показателей в так называемых колеблющихся штатах (к ним относят Пенсильванию, Висконсин, Мичиган, Северную Каролину, Джорджию, Аризону и Неваду). Избиратели из этих штатов, вероятно, и определят победителя выборов, с учетом специфики американской избирательной системы. А следовательно, чашу избирательных весов могут склонить в ту или иную сторону голоса нескольких десятков тысяч граждан США. Именно на «колеблющихся» штатах (прежде всего на первых трех из приведенного перечня) претенденты на президентскую должность сконцентрировали усилия в последние недели кампании, проводя там многочисленные предвыборные встречи и размещая агрессивную политическую рекламу.

Getty Images

О невероятном напряжении предвыборной борьбы свидетельствует и то, что под углом зрения влияния на нее были проанализированы даже последствия ураганов Хелен и Милтон, вызвавших многочисленные жертвы и нанесших серьезный материальный ущерб в штатах Северная Каролина, Джорджия и Флорида. Хотя отмечалась вероятность их негативного влияния на процесс голосования, можно ожидать, что эта природная катастрофа существенно не скажется на его результатах.

Учитывая плотный характер президентских гонок, кандидаты активно стараются расширить свою электоральную базу, которую для Камалы Харрис составляет молодежь, этно-расовые меньшинства, люди с высшим образованием, а для Дональда Трампа — американцы без высшего образования. Он сосредоточил внимание на испаноязычных американцах и женщинах, стараясь уменьшить отставание от Харрис среди этих категорий избирателей. Объект усилий Харрис — умеренные республиканцы, критически настроенные по отношению к Трампу, и черные мужчины: уровень их поддержки кандидатуры Харрис заметно ниже поддержки со стороны чернокожих женщин. Для этих выборов характерен большой разрыв в популярности кандидатов среди женщин и мужчин: среди женщин преимущество имеет Харрис, среди мужчин — Трамп.

Оба кандидата стараются также решить проблему мобилизации избирателей, которые положительно относятся к ним, но обычно не участвуют в голосовании (особую активность на этом направлении проявляет Трамп). С учетом того, что подавляющее большинство американцев уже сделало выбор в пользу одного из претендентов (не определились 5% избирателей, о возможности изменить свою позицию заявляют около 10%), уровень участия в голосовании благосклонного электората может стать одним из решающих факторов избирательного процесса.

Можно констатировать конец медового месяца Камалы Харрис после выдвижения ее кандидатуры, эйфорического съезда демократов и успеха на дебатах с конкурентом. На протяжении последнего месяца снизился уровень ее поддержки среди темнокожих американцев, студенческой молодежи, пожилых американцев и белых американцев с высшим образованием. Зато улучшились показатели Дональда Трампа: по некоторым данным, он выходит вперед в колеблющихся штатах. Это происходит преимущественно из-за увеличения поддержки со стороны белых избирателей. Причины этой тенденции американские аналитики усматривают прежде всего в сохранении негативного восприятия почти 60% американского общества современного состояния экономики США и собственной покупательной способности, несмотря на позитивные макроэкономические индикаторы. Вместе с тем обычные американцы стабильно выказывают Трампу больше доверия в решении экономических вопросов и борьбе с инфляцией (46% против 38% Харрис). Это же касается и другого приоритетного вопроса — регулирования иммиграции.

Такое состояние дел заметно беспокоит истеблишмент Демократической партии, который опасается повторения сценария 2016 года, когда Хиллари Клинтон проиграла выборы, получив большинство голосов избирателей в национальном масштабе. Даже некоторые «стратеги» демократов отмечают, что их кандидат до сих пор не смогла убедить избирателей, которые не хотели бы голосовать за ее конкурента, и вместе с тем сомневаются в отношении кандидатуры самой Харрис. В частности это касается белых женщин, которые относятся к рабочему классу: они составляют большинство избирателей в ключевых колеблющихся штатах и могут существенно повлиять на итоги голосования 5 ноября. Перед Харрис все еще стоит задача четко сформулировать, чем ее политика будет отличаться от линии ее нынешнего босса, который остается одним из наименее популярных президентов в современной истории США. Без этого она вряд ли сможет претендовать на то, чтобы ее воспринимали как политика, способного удовлетворить общественный запрос на весомые изменения в стране.

У Харрис еще есть некоторый, но крайне небольшой, промежуток времени, чтобы выполнить работу над ошибками и вдохнуть новую энергию в свою предвыборную кампанию. Вместе с тем надо признать, что у Трампа вполне реальные шансы снова въехать в Белый дом, несмотря, мягко говоря, на хаотичную первую президентскую каденцию и отказ признать результаты выборов 2020 года, выдвинутые против него уголовные обвинения и уже полученные им приговоры, радикальную риторику и обещание отомстить «предателям» и политическим оппонентам. Его кандидатуру поддерживает примерно половина американского общества, которой импонирует его негативная харизма и обещания навести порядок в Америке и мире.

Последнее непосредственно касается нас. Украинская проблематика занимает заметное место в американских предвыборных дискуссиях, прежде всего потому, что Трамп использует ее как очевидный, по его мнению, пример слабости и бестолковости администрации Байдена—Харрис, которая, по его утверждению, оказалась неспособной предотвратить войну, а сейчас транжирит деньги американских налогоплательщиков для продолжения уже «проигранной» Украиной войны. Если раньше в массиве заявлений Трампа на украинском направлении иногда встречались такие, что дают основание рассчитывать на его адекватные действия в случае избрания президентом, то ближе к выборам его позиция эволюционирует в негативную для нас сторону.

Более жесткой стала его оппозиция дальнейшему предоставлению Соединенными Штатами военной и других видов помощи Украине так, как это делает действующая администрация. В своей статье в журнале Foreign Affairs бывший советник президента Трампа по национальной безопасности Роберт О’Брайен (ему прочат должность госсекретаря или министра обороны в новой администрации Трампа) вроде бы прогнозирует дальнейшую поставку летальной помощи Украине Трампом в случае его избрания. Впрочем, эту помощь должны профинансировать страны Европы. Очевидно, это может быть предметом дискуссии, равно как и использование механизма ленд-лиза. Маленькая, но существенная деталь: никакая дискуссия не должна помешать конкретным действиям, направленным на перелом стратегической ситуации в пользу Украины и ее партнеров. Время не на нашей стороне.

Трамп утверждает, что у него есть план завершения войны «за 24 часа», обещая решить все проблемы по телефону еще до своей инаугурации. Сам республиканский кандидат избегает оглашать детали своего плана. Вместе с тем из заявлений кандидата в вице-президенты Джеймса Вэнса и других членов близкого окружения Трампа можно сделать вывод, что он планирует достичь прекращения огня, большей частью давлением на украинскую сторону, побуждая ее к территориальным уступкам России.

На этом тревожном фоне проукраинские декларации Харрис звучат почти обнадеживающе в том смысле, что у нас есть основания ожидать от нее продолжения курса Джо Байдена на поддержку Украины. Вместе с тем считать эту поддержку безоговорочной и весьма эффективной, даже несмотря на все уважение к действующему президенту США, нельзя, учитывая практику принятия стратегических решений под влиянием силового шантажа со стороны Путина и неотвязного опасения «эскалации». Фрагментарная информация, поступившая из Берлина после встречи «большой четверки», свидетельствует о неизменности негативного отношения Байдена к снятию ограничений на использование западного оружия для поражения целей в глубине территории России и гипотетические шансы на положительную динамику в вопросе членства Украины в НАТО. Думаю, что по крайней мере в начале своей возможной каденции Харрис не выйдет за рамки политического пакета на украинском направлении, сформированного ее предшественником. Конечно, его окончательное содержание будет зависеть от того, кто победит 5 ноября.

С учетом этого, в который раз возникает вопрос: может ли Украина повлиять на формирование в Вашингтоне политической линии в отношении российско-украинской войны и минимизировать неблагоприятные для нее тенденции? Приходится снова признать, что наши возможности в этом плане достаточно ограничены. Впрочем, они есть. Наши аргументы были бы более убедительными, если бы мы почти в конце третьего года войны сумели экспонентно нарастить украинское военное производство, для чего нужно наконец подчинить все аспекты жизни страны и общества потребностям борьбы с агрессором: любой план победы должен включать мощную внутреннюю компоненту.

Нам также надо искать новые пути и формы для того, чтобы снова достучаться до ума и эмоций американского общества и доказать, что переход войны в затяжную фазу не изменил ее характера и реализация хотя бы части «плана» Путина для Украины будет иметь серьезные негативные последствия для США, ведь это существенно усилит вызовы со стороны не только России, но и всей совокупности их геополитических противников.

Оценка ситуации в Соединенных Штатах накануне выборов была бы неполной без упоминания о том, что ночь с 5 на 6 ноября может не завершиться окончательным определением победителя гонок, учитывая вероятность обжалования результатов голосования командой Трампа. В США обсуждают возможность, что Трамп и его сторонники не признают результаты голосования в случае его поражения.

Источник материала
loader