В Берлинской картинной галерее завершается выставка «Франс Хальс: Король мимолетного момента» — крупнейшая выставка нидерландского мастера в истории и центральное событие года.
Среди 75 экспонируемых работ есть около 50 важнейших картин Франса Хальса из более чем 20 государственных и частных коллекций в Европе, США и Канаде. Одесский музей западного и восточного искусства принял участие в этом масштабном международном проекте.
Благодаря девяти работам, которые хранятся в Берлинской картинной галерее, она обладает одной из самых изысканных и ценных коллекций живописи Франса Хальса в мире. Среди них такие шедевры, как «Malle Babbe», «Catharina Hooft with her Nurse» и «Singing Boy with Flute».
Помимо подборки высококачественных работ Хальса, выставка в Берлине также представляет произведения его современников из Харлема, что позволит разместить Хальса в контексте его времени. Среди 75 работ, представленных на выставке, около 50 важнейших картин Франса Хальса из более чем 20 государственных и частных коллекций Европы, США и Канады – в частности, такие шедевры, как «Marriage Portrait of Isaac Massa and Beatrix van der Laen» из Рейксмузеума, «Young Man with a Skull» из Национальной галереи в Лондоне и «The Lute Player» из Лувра в Париже. Также представлены работы, которые ранее никогда не демонстрировались в Германии, такие как монументальная картина «Худая компания», ширина которой превышает четыре метра.
Проект стартовал в Великобритании 30 сентября 2023 года, продолжился в Нидерландах, а с 12 июля по 3 ноября проходит финальный этап в Берлине. Организаторы выставки даже перепечатали огромный каталог, чтобы добавить наши произведения.
До того, Франс Хальс, наряду с Рембрандтом и Вермеером, занимает одно из самых почетных мест среди нидерландских художников XVII века. Помимо того, что он создавал выразительные и нестандартные портреты харлемской элиты, Хальс стал первым художником в Голландии, который начал изображать социальных аутсайдеров в формате портрета. Его живопись, выполненная быстрыми, смелыми мазками, повлияла на художников конца XIX века, причем импрессионисты считали его одним из своих предшественников.
Франс Хальс является квинтэссенцией Золотого века Голландии, эпохи расцвета искусства, науки и торговли. Его работы отражают не только мастерство художника, но и дух того времени, когда Голландия стала одним из центров культурной и экономической жизни Европы. Согласно последним исследованиям к его авторству официально отнесены 184 картины, среди которых "Банкет офицеров стрелковой роты Святого Георгия", "Регентши дома престарелых", "Женщина, пьющая с совой на плече" и многие другие. Они находятся в лучших галереях мира и частных коллекциях.
Его работы были новаторскими для своего времени и повлияли на многих более поздних художников, таких как Ван Гог и движение импрессионистов. Два самых значительных вклада, которые он внес в историю искусств: сочетание глубокого реализма с яркими цветами (издалека его работы выглядят реалистичными, а вблизи раскрываются талантливой игрой мазков) и внесение психологической глубины в портрет, подчеркивая внешние проявления внутренней жизни человека.
Известный своей живой, непосредственно-экспрессивной манерой письма, Хальс первым осмелился передать непроизвольные эмоции, в частности игривую улыбку, в своих работах. Вопреки тому, что это физиономическо-пластическое достижение барочного мастера не касается картин из одесской коллекции, их уникальность заключается в том, что это редкий пример религиозных сюжетов в творчестве сугубо светского живописца.
Среди шедевров, представленных на выставке в Берлине, особенно выделяются две работы из коллекции Одесского музея западного и восточного искусства — "Евангелист Лука" и "Евангелист Матфей". Эти редкие полотна, входящие в серию портретов четырех евангелистов, созданные Франсом Хальсом в 1620-х годах, являются важными образцами религиозной живописи мастера, который преимущественно славился своими портретами светских лиц.
Эти два шедевра были созданы Хальсом вероятно для католической или лютеранской церкви. Однако небольшой размер и интимный характер живописи позволяют предположить, что они могли быть написаны для частной капеллы или нелегальной католической церкви в Харлеме, или же для частного коллекционера. Эти работы известны своим выразительным изображением лица, где художник передал глубину характера своих героев.
Картина Франса Хальса "Святой Лука" представляет образ евангелиста в традиционной иконографии. Старый мужчина сидит за столом, сосредоточенно пишущий в толстой книге, что символизирует написание Евангелия. За его спиной изображен символ евангелиста — телец, который является традиционным атрибутом Луки. Камерный характер картины подчеркивается поясным срезом фигуры и небольшим размером полотна, что создает ощущение интимности сцены.
Пространство комнаты едва обозначено и акцент присутствует на лице и руках Луки. Теплые коричневые тона доминируют в колористической гамме, что характерно для нидерландского искусства Золотого века. Картина является редким примером религиозной живописи Хальса, который преимущественно славился своими портретами и редко изображал святых. По словам эксперта по творчеству художника Слайва, найти религиозную картину Хальса — это настоящая редкость, как и натюрморт Микеланджело.
"Святой Лука" не отражает академический идеал красоты; наоборот, Хальс изображает суровую правду первоначального христианства. Рыцари веры, такие как Лука, были простыми людьми, часто находившимися в условиях лишений, как это происходило с апостолами, которые подвергались притеснениям и издевательствам, находились в тюрьмах. Сам Лука, согласно церковной легенде, был заключен вместе со Св. Павлом, которого он лечил.
На картине "Святой Матфей" изображен апостол, традиционно ассоциированный с символом ангела, который часто изображается на иконографических изображениях рядом с ним. В случае работы Хальса, фигура Матфея занимает основное место на полотне. Он изображен в момент написания своего Евангелия, что подчеркивает его роль как автора одного из четырех канонических Евангелий. Картина отличается характерным для Хальса живым письмом и экспрессивной манерой исполнения.
Колористическая гамма "Святого Матфея" включает теплые коричневые и золотистые оттенки, создающие ощущение уюта и духовной возвышенности. Образ святого исполнен глубокой задумчивости, что добавляет картине интимности и глубины. Матфей изображен как зрелый мужчина с бородой, его взгляд направлен на невидимого наблюдателя, что создает ощущение живого общения.
Эти шедевры являются воплощением глубокой духовной силы и подлинности, присущей раннехристианским идеалам. Хальс, через этот образ, напоминает о сути веры, остающейся неизменной даже в самые тяжелые времена. Произведения являются важным свидетельством редкого религиозного жанра в творчестве художника и символом стойкости и духовного богатства украинского художественного наследия.
Первые упоминания об этом цикле датируются 1760 годом, когда он был включен в наследство художника Герарда Хута Мл. Затем картины были приобретены в Нидерландах для Эрмитажа. В 1771 году корабли, которые перевозили эти картины вместе с другими приобретениями, попали в шторм: один из них затонул, а второй, поврежденный, едва добрался до Финского залива. В Эрмитаже картины оказались в запасниках и считались не очень выдающимися. Они упоминаются в каталоге Эрмитажа 1774 года, составленном Эрнстом Мюнихом.
В 1812 году куратор Эрмитажа Франц Лабенский отобрал 30 картин для украшения католических храмов Северного Причерноморья. В марте того же года эти картины были отправлены на Херсонщину. Вероятно, в середине XIX века, во время Крымской войны, цикл был разделен.
В революционные годы начала XX века работы были утеряны. Лишь в 1958 году картина "Святой Лука" снова появилась на одесском рынке Привоз. По легенде, полотно было куплено у старенькой женщины за 9 рублей. Однако эта история, как утверждают работники музея, является вымышленной. На самом деле обе картины поступили в Одесскую картинную галерею русского искусства еще в 1920-х годах, а затем были переданы в Музей западного и восточного искусства.
В 1958 году обе картины были отреставрированы в Киеве. Искусствовед Людмила Сак первой высказала предположение, что их автором может быть представитель школы Хальса. Позже, в том же году, Ирина Линник, сотрудница Эрмитажа, подтвердила авторство Франса Хальса.
Весной 1965 года обе картины были привезены в Московский Пушкинский музей на выставку западноевропейской живописи XV—XVIII веков. 9 марта, во время санитарного дня, когда музей был закрыт для посетителей, картина "Святой Лука" была похищена из-за небрежности музейных работников. Полотно было варварски вырезано из рамы тупым ножом.
«У нас, в Советском Союзе, в отличие от Запада, музеи не грабят», — заявила Екатерина Фурцева незадолго до кражи из Пушкинского музея
Считалось, что картину могли похитить на заказ, поскольку в музее были не менее ценные экспонаты. Несколько месяцев безрезультатных поисков не дали результатов. В итоге преступление было раскрыто благодаря ошибке преступника. Через почти полгода после похищения он предложил купить полотно за 100 тысяч рублей человеку, которого считал иностранцем. После этого злоумышленник был задержан и картину вернули.
Картина была сильно повреждена из-за плохих условий хранения. Полотно было свернуто в трубку, из-за чего на нем образовались трещины. Для восстановления картины потребовалось более двух с половиной лет, и её реставрацию провел Степан Чураков, один из лучших реставраторов страны. После реставрации "Святой Лука" вернулся в Одесский музей западного и восточного искусства.
Эти картины являются символами культурной устойчивости и значимости украинского художественного наследия. В разные периоды эти картины участвовали в многочисленных выставках в Харлеме, Лондоне, Киеве, Вашингтоне, и были включены в авторитетные каталоги. Полотна Франса Хальса в течение семи месяцев демонстрировались в Италии на выставке "Georges de La Tour: L'Europa della luce" в королевском дворце Милана. Работы Хальса из Одесского музея были представлены рядом с картинами из Национальной галереи искусств в Вашингтоне, галереи Уффици, Пинакотеки Ватикана и других музеев. В последний раз эти произведения экспонировались за рубежом в 2020 году в "Palazzo Reale" в Милане, Италия.
Одесские картины имеют особую художественную и историческую ценность, поскольку демонстрируют, как выглядели работы Франса Хальса на нетипичные для него религиозные сюжеты. Хотя эти картины формально являются религиозными, по сути они являются портретами, новаторскими как по простонародному типажу, так и по виртуозной манере живописи, которая на 200 лет опережала импрессионистическую технику.
Работ такого уровня в Украине больше нет. Они имеют огромное значение как для национального, так и для мирового культурного сообщества, поскольку представляют один из лучших образцов голландской живописи Золотого века. Творчество Франса Хальса, представленное в Украине, является важным культурным достоянием, которое стоит сохранять и популяризировать.
Этот международный проект проходит в то время, когда Одесскому музею западного и восточного искусства исполнилось 100 лет. За столетие своего существования, музей стал одним из самых выдающихся культурных учреждений Украины, сохраняя и экспонируя бесценные произведения искусства мирового значения. А сейчас работы из коллекции экспонируются на выставке в Берлинской картинной галерее, что позволяет сохранить культурное наследие Украины и представить его мировому сообществу.
Автор - глава правлени ГО “Альянс відновлення України”