Теневой бизнес требует у власти «дорожную карту»: Налогового кодекса ему уже недостаточно
Теневой бизнес требует у власти «дорожную карту»: Налогового кодекса ему уже недостаточно

Теневой бизнес требует у власти «дорожную карту»: Налогового кодекса ему уже недостаточно

Теневой бизнес требует у власти «дорожную карту»: Налогового кодекса ему уже недостаточно

Требования легального бизнеса к власти о прозрачных условиях ведения бизнеса, уничтожении схем и борьбе с контрабандой, создании равных возможностей для конкуренции — уже настолько ожидаемые месседжи, что, кажется, все государственные органы и чиновники перестали на них реагировать. При этом отреагировали отечественные чиновники на «совет» от специального представителя США по вопросам экономического восстановления Украины Пенни Прицкер искать дополнительные поступления в бюджет на серых рынках сигарет, алкоголя, электроники.

Потери на рынке айфонов

Стоит напомнить, что, по оценкам Министерства экономики Украины, 40% национального ВВП страны находится в «тени», а плановый дефицит государственного бюджета на 2025 год можно ожидать на уровне 19,4% ВВП.

При этом есть причины присмотреться внимательнее к «рискованным» рынкам. Ведь, например, 75% техники Apple ввозят в Украину контрабандой и продают без уплаты налогов (данные из расследования журналиста Евгения Плинского).

«В 2023 году, по данным моих источников в Гостаможслужбе, в Украину официально ввезли 241 856 айфонов, — информирует журналист. — При этом источники среди мобильных операторов сообщили, что украинцы в 2023-м активировали почти 950 тысяч новеньких айфонов.

Все эти гаджеты едут мимо таможни, но при этом открыто продаются по всей стране в ярких магазинах, которые, не прячась, торгуют контрабандой.

Потери бюджета лишь при ввозе такого количества айфонов, только на таможне, составляют почти 7 млрд грн в год. Добавьте сюда всю линейку Apple, умножьте на схему сбыта сотнями магазинов без уплаты налогов (наличные, крипта, сети ФЛП…) и вы получите теневой рынок «яблок» на 1,5−2 млрд долл.

По моим подсчетам, общие потери бюджета (импорт + продажи) — 20−25 млрд грн ежегодно».

Обнародованные факты вызвали в обществе резонанс. Но теневой бизнес не собирается сдаваться и открыто требует от власти «дорожную карту» выхода из «тени». Звучит абсурдно, но таковы сегодняшние реалии.

«Мы за конструктивный диалог. Не открою ни для кого секрет, что предприятие работает так, как работает рынок. С нашей стороны есть вся воля, чтобы сделать так, чтобы всех устроило… но у нас нет дорожной карты», — заявил владелец бренда «Ябко» Николай Кахнич на комитете Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики, состоявшемся 4 октября в онлайн-формате на платформе Zoom.

Интересно, что на это заседание комитета были приглашены представители торговых марок, попавших под проверку со стороны контролирующих органов, — кроме «Ябко», присутствовал и владелец сети Yabluka Артур Гатунок, а вот представители «Техно Їжак» не пришли.

Инфо от ГНС

Что стало известно из доклада налоговиков на этом комитете? В сентябре сеть магазинов «Ябко» увеличила выручку по сравнению с январем на 2080%. И это не благодаря предпринимательским талантам или маркетинговым стратегиям. Такого успеха им помогли достичь налоговики, точнее, их проверки по хронометражу. Это когда в магазине постоянно находится работник налоговой службы и контролирует/фиксирует проведение всех хозяйственных операций. Понятно, что когда у тебя стоит контролер, то айфон, на которых специализируется «Ябко», без фискального чека уже не продашь.

По результатам проверки Государственная налоговая служба (звучало на заседании налогового комитета 4 октября) насчитала сети штрафных санкций на 137 млн грн, из них 123 млн — за неучтенную продукцию, а по факту — за контрабанду, и 14 млн грн за нарушения в сфере РРО.

По расчетам ГНС, «Ябко» за два года не уплатила в бюджет 3,3 млрд грн налогов. Но сеть в поисках новых путей и «дорожных карт» убирает товар с полок магазина и делает акцент на e-commerce. Там и контролера не поставишь, и мобильный склад налоговикам сложнее найти.

Фактически у «компании» «Ябко» на момент начала налогового аудита не было ООО, зато были 100+ ФЛП (которых выявил аудит) под одной торговой маркой, которая, как выяснилось, принадлежит Николаю Кахничу. Сама сеть насчитывает 95 магазинов по всей Украине. При этом за время войны сеть выросла на 23% (в 2022 году количество магазинов достигало 77). Правда, в этом случае успех не благодаря действиям ГНС, а скорее, из-за ее бездеятельности. Схема очень удобная: товар без документов о происхождении, реализация без кассового аппарата, налоги мимо госбюджета.

«3,3 миллиарда гривен украла эта компания у государства во время войны!» — эмоционально отреагировал глава налогового комитета ВР Даниил Гетманцев и поинтересовался, какая же «дорожная карта» им нужна, кроме Налогового кодекса. «Фактически вы не смогли договориться по некоторым коммерческим отношениям и сознательно приняли решение совершать преступление. Вы осознаете, что то, что вы делаете, — это преступление? Это 212-я статья УКУ и еще масса других нарушений… это пиратские, бандитские отношения, где вы обкрадываете государство и что-то пытаетесь объяснить», — продолжил Гетманцев.

Вообще глава комитета не жалел эпитетов: то называл оправдания приглашенных на заседание владельцев торговых марок абстрактным мышлением, абсурдом и безумием, то предлагал выдать государственную награду владельцу сети Yabluka Артуру Гатунку за то, что после начала налогового аудита открыли ООО для продажи техники Apple.

В ходе проверки налоговики обнаружили у Yabluka 65 ФЛП, насчитали штрафные санкции за неучтенную продукцию на 110 млн грн. По расчетам налоговой, сеть Артура Гатунка за два года не уплатила государству налогов на 1 млрд грн.

Упрощенная система под постоянной атакой

Здесь стоит обратить внимание еще на один аспект, очень важный для всей упрощенной системы налогообложения.

Налоговая на заседании этого комитета привела пример с одним из 100+ ФЛП. В Ивано-Франковске в одном из магазинов сети работал человек без официального оформления. В то же время этот человек имел ФЛП, но без наемных работников. Но каким-то магическим образом реализация товара осуществлялась на этот ФЛП одновременно в трех разных городах: Полтаве, Львове и Житомире.

В итоге все начисленные 137 млн грн штрафных санкций получил не Николай Кахнич как владелец ТМ, они легли на плечи физических лиц-предпринимателей из клуба «100+», а по словам налоговой, эти ФЛП остаются один на один со своей проблемой. Следует напомнить, что ФЛП отвечает своим собственным имуществом, в противоположность той же ОООшке.

Сети ФЛП, используемые крупным бизнесом для уклонения от налогообложения, — это отнюдь не новая тема, но государственные органы до сих пор не предложили инструмент для борьбы со злоупотреблением, чтобы отделить настоящих ФЛП от таких «компаний». Законопроект с определением критериев трудовых отношений (проект №5054-1) был первой реальной попыткой что-то изменить, но застрял где-то в дебрях делопроизводства парламента.

Вседозволенность из-за безнаказанности

Эта ситуация еще раз наглядно демонстрирует, что ненаказанное зло становится наглым и абсолютно терпимым к преступлениям. И это касается как военных угроз со стороны агрессора, так и внутренних врагов. Неспособность политиков и государственных органов своевременно реагировать на проблемы и угрозы мешает построить устойчивую систему, которая может выдержать любую турбулентность.

Все печальнее признавать, что для части бизнеса ответственности перед страной, в которой они делают бизнес, просто нет, благотворительность становится показной и всего лишь маркетинговым ходом, а не отображением смыслов и внутреннего стержня предпринимателей.

 О проблеме дробления крупного бизнеса на пиксели ZN.UA писало еще в 2020 году.

Общественные организации регулярно мониторят потребительские рынки, в том числе и рынок электроники. Так, еще в 2018-м Союз потребителей Украины проверил 12 онлайн-магазинов электроники на соблюдение прав потребителей. В результате 100% продавцов нарушили требования по выдаче фискального чека, 17% не идентифицировали себя в расчетных документах, 67% не имели отметки о прохождении оценки соответствия, то есть продали товар, которого официально в стране нет.

«Е-commerce остается недосягаемым для органов государственного контроля и надзора, в том числе для органов рыночного надзора, из-за сложности и неэффективности процедур их применения в нынешних условиях, а ответственность субъектов хозяйствования за нарушение прав потребителей не предотвращает повторные нарушения этих прав», — подчеркивали в выводах эксперты Союза потребителей.

К сожалению, эти выводы не утратили актуальности и сегодня — картина в целом не изменилась, о чем свидетельствует тест-мониторинг этого года «Тайный покупатель техники Apple» от ОО «Споживча довіра» и центра экспертизы «Тест». Результаты закупки в 10 офлайн-магазинах Киева (в самом центре столицы) ТОП-5 сетей: «Техно Їжак», «Ябко», Yabluka, Appleroom, eStore, не свидетельствуют о хоть каких-либо положительных изменениях для потребителей.

Очевидно, мы ходим по кругу годами, а решение проблемы где-то в поле новых регуляций, которые сделают контрабанду техники бессмысленной. Еще в 2021 году депутаты вносили на рассмотрение законопроект №6183, который бы вводил Реестр ІМЕІ (международный идентификатор мобильного оборудования) и отключение устройств вне учета. Достаточно элегантное решение, напоминающее внедрение сервиса «Документ», вследствие чего исчезли «тети из ОВИРа», которые за приличные деньги мимо кассы делали быструю магию по оформлению загранпаспорта. Так и блокирование нелегально ввезенных устройств лишит искателей «дорожных карт» смысла. Но у «делопроизводства» Верховной Рады своя магия и свои темные комнаты.

***

Возможно, та экзистенциональная угроза, которая стоит перед нашей страной сегодня, заставит государственные органы не только увидеть проблему, но и системно подойти к ее решению. Потому что этот публичный бред о «дорожных картах» выхода из «тени», аргументы наподобие «наведите порядок с 284 другими компаниями, которые работают, как весь рынок, тогда мы начнем работать, как надо» — это все только начало «наглого шантажа» власти.

Как «тень» поведет себя дальше, зависит исключительно от способности государства устанавливать правила и жестко наказывать за их несоблюдение. Сейчас нам необходимо мобилизоваться, чтобы выжить, потому что через 5−7 лет возможности просто поговорить об этой же проблеме может не остаться.

Источник материала
loader