Китайский лидер Си Цзиньпин и президент Перу Дина Болуарте в четверг, 14 ноября, открыли большой порт Чанкай, приветствуя инфраструктурный проект на 3,6 миллиарда долларов, который создаст прямой маршрут из Китая через Тихий океан в Южную Америку, сообщает WP.
Хотя Си находился в Лиме, китайский лидер и Болуарте открыли порт по видеосвязи.
Болуарте назвала порт потенциальным "нервным узлом", соединяющим континент с Азией, который может создать восемь тысяч рабочих мест и гарантировать 4,5 миллиарда долларов экономической активности ежегодно.
Китайские компании участвуют почти во всех аспектах проекта.
Уровень интереса и участия Пекина вызвал обеспокоенность со стороны США из-за того, что китайские военные корабли могут использовать Перу в качестве плацдарма в Америке.
Генерал Лора Ричардсон, возглавлявшая Южное командование США, считает, что порт Чанкай может принять военные корабли ВМС Китая. Пекин отрицает, что проект мотивирован чем-то другим, кроме коммерческого интереса.
"Китайцы не обязательно заинтересованы в грандиозной демонстрации и размещении там военного корабля, но им нравится знать, что такая возможность существует", - говорит аналитик Райан Берг.
Даже без потенциального военного использования порт подчеркивает все более крепкие связи континента с Китаем.
Но американские опасения по поводу использования порта китайскими военными не нашли отклика в Перу: страна приветствует перспективу создания высокотехнологичного хаба, привлекающего инвестиции в регион.
После завершения строительства 15 доков порта станут первым местом в Южной Америке, которое сможет принимать суда-перевозчики, слишком большие, чтобы пройти через Панамский канал.
Китайские исследователи утверждают, что этот маршрут позволит снизить затраты и сократить время транзита на 10-20 дней, привлекая бизнес из других центров региона.
Это также может сделать Перу привлекательным местом для китайских компаний, которые ищут новые экспортные рынки или даже места строительства заводов в Америке.
Чанкай присоединится к глобальной сети из более чем 40 портов, которая расширяется в рамках инициативы "Один пояс, один путь" - плана по развитию транспортной и технологической инфраструктуры на триллион долларов, который Си запустил в 2013 году.
В то же время, несмотря на заявления о том, что Чанкай является сугубо коммерческим проектом, китайские аналитики называют его "геополитической победой" Пекина, которую придется защищать от американского вмешательства.
Ожидается, что Си и Болуарте также подпишут расширенное соглашение о свободной торговле. Китай был крупнейшим торговым партнером Перу в течение десятилетия. Для Пекина порт обещает объединить ряд инвестиций в Перу и соседние страны.
Кроме того, Китай намерен построить железнодорожную линию, которая соединит Чанкай с Бразилией.
Китайские инвестиции в перуанский горнодобывающий сектор составляют 11,4 млрд долларов. Большая часть этих инвестиций ориентирована на обеспечение доступа к меди, необходимой для производства электроники и технологий чистой энергии.
Поскольку почти вся мировая переработка меди происходит в Китае, порт Чанкай поможет Пекину улучшить доступ к шахтам второго по величине поставщика необработанной меди в Южной Америке.
Открытие порта, состоявшееся накануне саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества и встречи Си с президентом США Джо Байденом, подчеркивает рост влияния Китая в регионе, который искал экономические возможности прежде всего в Штатах.
Интересы Пекина в Латинской Америке быстро развиваются и выходят за пределы горнодобывающей и других добывающих отраслей, включая соглашения о предоставлении технологий наблюдения и создании наземных станций для китайских спутников.