Еще раз про «а мне ваша математика в жизни не пригодилась»
Еще раз про «а мне ваша математика в жизни не пригодилась»

Еще раз про «а мне ваша математика в жизни не пригодилась»

Еще раз про «а мне ваша математика в жизни не пригодилась»

Присоединюсь к дискуссии о математике — учить или не учить, всем или не всем, обязательно или нет. Как это выглядит с точки зрения физика, музыканта и игрока в настольный теннис.

Всем ли нужно знать математику? Вопрос, на мой взгляд, риторический. Маугли, которые не знают языка, не могут стать людьми. На каком уровне? Уверен, что существуют поэты, филологи, для которых язык — смысл жизни, источник красоты и вдохновения. Существуют ораторы, политики, учителя, для которых язык — мощный практический инструмент, с помощью которого они познают и меняют мир. В принципе, можно ограничиться умением спросить «как пройти к вокзалу?», но это немного грустно. С математикой, на мой взгляд, точно так же: можно создавать язык, как выдающиеся писатели, а можно просто пользоваться в быту.

Из лагеря травмированных математикой слышится стон: «Не мучайте детей логарифмами!». На самом деле полностью поддерживаю — не нужно мучить детей. Ни логарифмами, ни физкультурой, ни чисткой зубов, ни музыкой. Учеба должна проходить без мучения — и это совсем другой вопрос. Травмированные математикой защищают себя и своих детей от пыток, не от математики. Уважаемые! Математика — не наказание божье, не мучение. Это предложение, подарок. Возможность для вашего ребенка реализоваться шире и полнее, чем это удалось вам, кому «логарифмы в жизни не пригодились». Мы же своим детям хотим лучшей судьбы, чем себе, правда? Ну и, конечно, на определенных этапах должна быть проверка, кто набрал этих подарков больше — тому открывается больше возможностей для дальнейшего развития.

И отдельно о математике в стране, ведущей войну. Это, к сожалению, не совсем подарок. Как не совсем подарок — умение оказать домедицинскую помощь. Это необходимо, чтобы выжить. Такая сейчас война — требует очень плотного контакта с миром, не дает возможности отсидеться в пузыре мечты, говорит тебе жесткие слова, которые лучше понять быстрее, чем их поймет враг.

Мы живем в мире, где языком общения является математика. Так случилось, что человеческий язык не совсем адекватно описывает мир. Он больше приспособлен для выражения эмоциональных состояний, для выяснения отношений между сапиенсами — но не для разговора с природой. Вы можете сказать «душа жаждет свободы» — и люди вас поймут, но какие природные феномены соответствуют понятиям «душа» и «свобода», насколько сильно это стремление, никто особо не заморачивается. Функцию языка, который обеспечивает взаимодействие человека с миром, с природой, выполняет сейчас математика. Если вы владеете математикой, то можете задавать вопросы и понимать ответы — общаться с природой. То, что говорит нам мир, выражается в математической форме — количественные характеристики, соотношение, законы природы. Человеческим языком тоже выражается, но хуже, значительно хуже.

Нет, договорившись с друзьями, вы можете пользоваться специальным кодом для сапиенсов — украинским, английским или эсперанто, но река несет определенное количество кубометров воды в секунду, а сила равна произведению массы на ускорение, где ускорение — вторая производная от координаты времени.

Возьмите любой предмет искусственного происхождения (а таких вокруг вас большинство, если вы живете не в лесном шалаше). Обувь, часы, холодильник, очки или стул. Я уже молчу о телевизоре, компьютере, автомобиле или современном доме. Его создание проходило в три этапа, в которых математика играла ключевое, решающее значение.

Первый — фундаментальная наука, давшая возможность создать соответствующую технологию. Сюда же добавим и элементы глобальной инфраструктуры, без которых этого предмета, вероятнее всего, не существовало бы, — финансовый, энергетический, транспортный, информационный. Развертывание и поддержание этих структур (включая науку) нуждается в математике, поверьте, более сложной, чем «эти ваши логарифмы и косинусы». Поверьте также, что сейчас есть люди, работающие над созданием соответствующих структур будущего, без которых это будущее просто не наступит. По крайней мере для большинства людей.

Второй — инженерный уровень. Теоретически найденный (на предыдущем уровне) принцип действия нужно реализовать, воплотить. Должны быть подобраны материалы с нужными свойствами, рассчитанные и согласованные размеры и другие параметры, колесико должно не отвалиться, а винтик — пролезть в отверстие. Характеристики вес/мощность/цена/качество должны быть оптимизированы. Напряжения, нагревы, механические нагрузки должны быть согласованы с общепринятыми стандартами, все нужно испытать, измерить и зафиксировать. Иначе предмет будет неудобным, токсичным, будет разваливаться в руках, не будет работать от сети. На этом уровне нужно считать, мерить, считать, еще раз считать, потом остановиться и пересчитать все заново.

Третий уровень — организационно-финансово-логистический, объединим это вместе. Должна быть посчитана стоимость и просчитаны риски. Должны быть посчитаны, найдены и согласованы люди и ресурсы, нужные для этого. В правильное время должны быть подвезены необходимые материалы, техника для их обработки и люди, которые умеют с этим работать. Все это должно быть обеспечено правильным количеством электроэнергии, воды и вентиляции. Отходы должны быть утилизированы. Готовый продукт должен быть реализован, иначе о его существовании никто не узнает. Вангую, что предмет искусственного происхождения, выбранный вами в начале, прошел все эти этапы.

Представим теперь, что человек, которому «математика не пригодилась», смог никоим образом не приобщиться ни к одному из этих видов деятельности, сопровождающих создание какого-либо предмета (события, услуги, культурного явления). Интересно, что такие люди часто называют себя творческими, словно владеют каким-то особым видом создания, недоступным для тех, кто создает цивилизованный мир вокруг нас. Ок, они как-то проскочили между капельками (хотя есть вероятность, что просто принимали плохие решения там, где надо было считать), а математическую работу выполнил кто-то другой. Математика «не пригодилась». Но чтобы утверждать в будущем времени, что ребенку «не пригодится» — ну, это надо быть пророком, оракулом, Нострадамусом. Шучу, конечно. Утверждение «не пригодится» — огромное ограничение для ребенка. Честнее сказать так: «Мой ребенок не будет задействован ни в одном создании, а если и будет, то его создание пусть будет какое-то такое, как попало». Или «мой ребенок будет высказывать нечто гениальное, а толпа технических работников с благодарностью будет это подхватывать и обрабатывать», что, согласитесь, выглядит, может, и привлекательно, но маловероятно. Скорее, так: «Мой ребенок будет выполнять однообразную механическую работу». Или нет, потому что таких рабочих мест ежедневно становится все меньше.

Источник материала
loader
loader