Европейские следователи считают, что китайское коммерческое судно намеренно протянуло якорь, чтобы повредить два подводных телекоммуникационных кабеля, которые были перерезаны в Балтийском море в этом месяце. Однако правоохранительные и разведывательные органы стран Запада не считают, что китайское правительство было вовлечено в эту операцию. Теперь расследование сосредоточено на том, чтобы выяснить, могли ли российские спецслужбы убедить капитана судна выполнить эту операцию.
В течение прошлой недели военные корабли НАТО из Дании, Германии и Швеции окружили 225-метровое судно Yi Peng 3. Китайский владелец судна, компания Ningbo Yipeng Shipping сотрудничает со следователями. Владелец разрешил задержать коммерческое судно в международных водах.
Шведские и немецкие органы власти ведут переговоры с владельцем о доступе к судну и его экипажу. Международное морское законодательство запрещает НАТО принудительно доставлять судно в один из своих портов.
Европейские следователи считают, что Yi Peng 3 тянуло якорь более 100 миль (более 160 км) по дну Балтийского моря с 17 по 18 ноября. По их данным, спутниковые и другие изображения показывают, что судно двигалось значительно медленнее, чем обычно, поскольку якорь был спущен.
Судно перерезало два кабеля передачи данных: один, соединяющий Литву со Швецией, и второй между Финляндией и Германией. После повреждения второго кабеля судно, как сообщается, выполняло зигзагообразные маневры, подняло якорь и продолжило движение.
Чиновники заявили, что транспондер судна был выключен во время инцидента. Следователи сообщили, что осмотр якоря и корпуса судна обнаружил повреждения, которые соответствуют сценарию протягивания якоря и перерезания кабеля.
«Чрезвычайно маловероятно, что капитан судна не заметил бы, как его судно спустило и протянуло якорь, снижая скорость на несколько часов и повреждая кабели», — сказал европейский следователь.
Аналитическая компания, специализирующаяся на международных морских перевозках, заявила, что вероятность случайного протягивания якоря является «минимальной».
Yi Peng 3 работало исключительно в китайских водах с декабря 2019 года до начала марта 2024 года. После этого судно внезапно начало перевозить российский уголь и другие товары, совершая остановки в российских портах. На момент остановки судна ВМС Дании, оно перевозило российские удобрения.
В сентябре США обнародовали предупреждение о повышенном риске вмешательства россии в подводные кабели передачи данных.
Источник: Engadget