С 28 ноября в кинотеатрах начался показ теологического триллера/фильма ужасов «Еретик» с Хью Грантом в главной роли. Новинка от студии A24 уже успела получить положительный отзыв от западных критиков. В обзоре ниже будем разбираться, насколько справедливым видится такой вердикт.
Плюсы:
увлекательная диалоговая часть; выдающийся перформанс от Хью Гранта; качественная техническая составляющая;
Минусы:
посредственная «маниячная» часть, затянутость повествования; сомнительная концовка;
«Еретик» / Heretic
Жанр триллер, ужасы
Режиссеры Скотт Бек, Брайан Вудс
В ролях Хью Грант, Софи Тетчер, Хлоя Ист, Тофер Грейс, Эль Янг
Премьера кинотеатры
Год выпуска 2024
Сайт IMDb, официальный сайт
Две молодые мормонские миссионерки — сестры Барнс и Пекстон — невинно общаются себе о презервативах и порно, еще не подозревая, что этот день превратится для них в настоящий ад. Проблемы начинаются, когда девушки наведываются к, на первый взгляд, приятному и приветливому пожилому мужчине мистеру Риду. Тот выглядит вполне добродушным интеллигентом, жена которого печет ароматный черничный пирог, а сам он с превеликим интересом погружается в разговор о религии и вере.
Однако вскоре девушки начинают подозревать, что что-то тут не так, ведь вряд ли в доме вообще есть щедрая хозяйка и тем более вкусный пирог. Когда становится ясно, что выход из здания заблокирован, а сам мистер Рид уже не излучает дружелюбие и явно задумал что-то недоброе, юным героиням придется принять правила игры зловещего кукловода и пройти его жестокое «испытание веры».
Как-то так сложилось, что в последнее время на экранах стали чаще встречаться сюжеты, которые тем или иным образом касаются религии. Еще свеж в памяти «Конклав», который, конечно, скорее о грязной политике, но тем не менее. Вот уже Хью Грант аж из кожи вон лезет, чтобы поставить под сомнение веру двух миссионерок, а вместе с ними и зрителя. А уже в декабре нас ждет эпическая библейская драма с красноречивым названием «Мать Христа», где в царя Ирода перевоплотится сэр Энтони Хопкинс.Творческий дуэт режиссеров и сценаристов Скотт Бек/Брайан Вудс начинал свой путь в полнометражном кино с ничем не примечательных дешевеньких слэшеров («Ночной огонек», «Они»). Затем успел поработать над сценарием «Тихого места» Джона Красински. А позже выпустил примитивный научно-фантастический экшен «65», в котором Кайло Рена поместили в мрачную версию «Парка Юрского периода». В контексте карьерных достижений «Еретик» стал для тандема настоящим прорывом. Но действительно ли все так гладко в их новом фильме?Уже сначала, когда Барнс и Пекстон добираются до дома мистера Рида, все в кадре буквально кричит, что лучше им сюда не соваться. Камера аккуратно проходит через отверстие во входных воротах, прямо намекая на то, что героини сами идут в ловушку. Ветер все сильнее начинает колыхать деревья. В небе подозрительно сгущаются тучи.
В первой половине лента предлагает чисто диалоговые страсти, причем теологический диалог постепенно перерастает в дискуссию. Позднее — в интересную лекцию. А в итоге — в настоящий антагонизм. На этом этапе, еще раз — почти полностью диалоговом, «Еретик» выглядит наиболее напряженно и захватывающе, ведь здесь фильму по силам интриговать, держать зрителя на крючке, как это делает коварный интеллектуал мистер Рид со своими жертвами.
Плюс именно на этом отрезке всю внимание приковывает весь из себя загадочный и необычно зловещий Хью Грант. Абсолютно невозможно догадаться, что на самом деле задумал его «разоблачитель религий» и что от него ожидать дальше. Дело даже не в каких-то якобы откровениях, что льются из тонких губ английского актера, а в том, что наблюдать, с каким увлечением он сравнивает мировые религии с видами Монополии и музыкальными хитами, еще и «Звездные войны» сюда приплел — отдельный вид удовольствия.
Однако, когда повествование перевалит за экватор, а местом основного действия станут бесконечные темные подвалы, история начнет казаться все менее захватывающей и раздражающе буксовать.
Во-первых, здесь подавляется желание разобраться, чего же своими действиями хочет добиться безумный дед. Во-вторых, нарратив теперь больше тяготеет не к условным «играм разума», когда персонажа Гранта еще едва ли можно было назвать чистым злодеем, а частично к банальному маниячному триллеру/ужасам с претензией. Причем с не менее банальными жанровыми тропами (сцена со спичками — яркое тому подтверждение). В-третьих, подвальные приключения явно затягиваются, потому что сильно проседает темп и выветривается саспенс, из-за чего финальный акт уже немного превращается в пыточное порно для зрителя.
Важным моментом становится и то, что во второй части основное внимание переключается с персонажа Гранта на жертв-пленниц, что также не сильно идет на пользу. Все-таки у Софи Тэтчер и Хлои Ист значительно меньше пространства для того, чтобы проявить себя в кадре. По сути, им предстоит играть напуганных девушек, которых мы уже видели-перевидели хотя бы в той же «Пиле», в то время как очарование Гранта прекрасно, и уместно, контрастирует со злобным характером манипулятора, которого он изображает.
Вообще, этот англичанин уже давно махнул рукой на амплуа сладенького героя мелодрам и ромкомов и с возрастом начал обращать внимание на значительно более смелые роли, что не может не радовать. Особенно на контрасте со здешним выступлением выглядит партия забавного Умпы Лумпы в прошлогоднем «Вонке».В целом «Еретика» можно условно разделить на две части, одна из которых настраивает на многообещающее кино и здорово интригует, а другая пытается работать в основном как жанровый продукт, однако не способна выполнять свою основную задачу — нагонять напряжение и страх, даже в условиях полной клаустрофобии и темноты. В результате лента тонет под давлением собственных амбиций, однако вдохновленная игра главной звезды этого шоу не только захватывает, но и в какой-то мере возвращает веру в то, что кино все же стоит внимания.
Вывод:
«Еретик» выглядит спорно, но это не отменяет того факта, что лента скорее заслуживает зрительского внимания, чем наоборот.