В Дамаске все стабильно.
Все началось с того, что 27 ноября вооруженные оппозиционные группировки начали большое наступление на позиции сирийской армии в Алеппо и Идлибе.
К 7 декабря они уже захватили несколько крупных городов, включая Алеппо, Хаму, Дераа и Хомс, а 8 декабря - вошли в Дамаск, где правительственные подразделения покинули город.
Президент Сирии Башар Асад покинул свой пост и страну, а глава правительства аль-Джаляли подтвердил готовность передать власть мирным путем.
Российские СМИ сообщили, что Асад бежал в Москву, где получил политическое убежище.
Это стало концом более 50-летнего правления семьи Асадов и важным этапом гражданской войны, которая началась в стране еще в 2011-м.
"Операцию повстанцев недооценили.
Судя по некоторым переговорам, первоначальное наступление должно было состояться в октябре, но его остановила Турция.
На этот раз решение вероятно не согласовывали с Анкарой, по крайней мере, в течение первых трех дней.
Падение Асада - это смесь коррупции, неудачного командования и контроля - армия не была готова к наступлению Хаят Тахрир аш-Шам",- объяснил исследователь терроризма в Центральной и Юго-Восточной Азии Павел Войцик в разговоре с Суспільним.
По его словам, народ Сирии уставший, а будущее армии зависит от решений нового руководства, сообщил премьер-министр Сирии.
Он также отметил, что Башар Асад самостоятельно принимал внешнеполитические решения, не совещаясь с правительством.
Он подчеркнул, что внешнюю политику страны будет формировать новая партия, которая придет к власти.
Премьер сказал, что главной задачей сейчас является "укрепление безопасности" в стране, отметив, что сирийцы устали после многих лет конфликта.
Он также подтвердил, что ситуация с безопасностью в Дамаске сейчас стабильная.
Большинство министров продолжают работать из кабинетов, а правительство готово способствовать передаче всех необходимых документов для обеспечения быстрого и гладкого перехода.
Относительно будущего армии аль-Джаляли отметил, что этот вопрос будет зависеть от нового командования.
Турция обещает поддержку Сирии в переходный период после отставки Башара Асада.
Согласно информации, у Турции есть три основных приоритета: создание новой Сирии, борьба с террористической организацией РПК и ее сирийским ответвлением - "Силами народной самообороны", а также возвращение сирийских беженцев на родину.
По данным турецкого МВД, в стране проживают 2,9 млн.
Еще полгода назад сирийские повстанцы сообщили Турции о намерении свергнуть режим Асада.
Турция одобряла эти планы, но официально не поддержала наступление.
Ранее Россия обратилась к Турции за помощью в обеспечении безопасного вывода своих войск из Сирии, оставляя лишь военно-морскую базу в Тартусе и авиабазу в Хмеймиме.
Интрига возобновления страны.
Как отмечает Financial Times, сейчас главная интрига в том, как именно будут делить власть повстанческие группировки, ведь их в Сирии очень много.
Главные из этих группировок созданы в 2017 году, - Сирийская национальная армия, объединяющая десятки фракций с разными идеологиями, и Сирийские демократические силы - коалиция преимущественно курдских боевиков вместе с арабами и другими этническими группами, действующая под руководством курдских отрядов.
Некоторые из этих группировок раньше даже враждовали между собой.
Еще один вопрос, который определит судьбу Сирии - как новая власть будет восстанавливать экономику, уничтожаемую годами войну.
"Если политические условия будут благоприятны и мы сможем стабилизировать государственные институты, десять лет работы могут вернуть экономику на гораздо лучший уровень, чем в 2011 году",- считает экономический консультант Центра исследований Джусура Халида Аль Теркави.
Еще один нюанс, который будет влиять на восстановление Сирии, - это фрагментированность ее территории, которая находилась под контролем разных сил на протяжении войны.
В частности, многие вопросы возникают относительно будущего муниципалитета Дейр-эз-Зор на востоке Сирии, который является ключевым из-за залежей газа и нефти.
Эта территория контролируется Сирийскими демократическими силами, в которых доминирует курдское ополчение, а поддерживает их США.
Мир отреагировал на произошедшие в Сирии события.
В частности, президент США Джо Байден назвал падение Асада "актом справедливости" и "исторической возможностью для многострадального народа Сирии".
Для России падение Асада может означать "сокращение способности демонстрировать власть в регионе, а следовательно - уменьшение претензий быть великим государством".
Так считает Р.
Кларк Купер, старший научный сотрудник Scowcroft Middle East Security Initiative, сообщает Суспільне.
По его словам, Россия может лишиться в Сирии военно-морской базы, а также авиабазы.
Это, по мнению Купера, лишит Москву рычагов влияния в этой части Средиземноморья.
Иран как ближайший союзник режима Асада рассматривал Сирию как поле для расширения регионального влияния, которого он стремился достичь через прокси группировки, в частности "Хезболла".
Однако сейчас Иран в сложной ситуации.
Он недостаточно силен для того, чтобы вести переговоры с Белым домом, однако не исключено, что может пытаться пойти другим путем - военным.
Израиль тоже не остался в стороне от событий в Сирии.
Премьер-министр страны Беньямин Нетаньяху вскоре после того, как повстанцы захватили Дамаск, приехал на границу с Сирией и заявил, что режим Асада упал именно благодаря ударам ЦАХАЛ по целям Ирана и "Хезболлы" в Сирии.
Он также объявил о входе ЦАХАЛ в "буферную зону" - на Голанские высоты, официально являющиеся территорией Сирии, но на нее претендует Израиль.
Свои бонусы получила Турция, которая будет иметь экономическое, дипломатическое и военное влияние на процесс стабилизации и восстановления.
Галина Гирак.