Взрывные пейджеры и рации «Хезболлы» действительно создал «Моссад». Агенты рассказывают, как функционировали устройства и как это удалось.
Канал 60 Minutes на условиях сокрытия личных данных, голоса и внешности пообщался с двумя ведущими агентами «Моссада», которые руководили атакой. Операция с пейджерами и рациями началась десять лет назад. Взрывные устройства, которые невозможно обнаружить, были скрыты в батареях гаджетов.
Собеседник подтвердил, что «Хезболла» сама приобрела устройства, которые поразили многих её членов. В частности, организация купила 16 тыс. взрывных раций для своих боевиков, и 10 лет пользовалась ими. Понятно, что никто не догадывался об израильском происхождении устройств. Были созданы зарубежные компании в цепочке поставок, которые не имели связей с Израилем и позиционировали себя как глобальные производители.
Но рации имеют ограничения в использовании, поэтому «Моссад» в 2022 году разработал еще один девайс — пейджеры. Они сейчас почти забыты во всем мире, однако «Хезболла» использовала их для связи. Израильские разведчики узнали, что их враги покупают пейджеры у тайваньской компании Gold Apollo.
Чтобы сделать из миниатюрного устройства бомбу, пейджеры пришлось немного увеличить в размерах. «Моссад» провел многократные тесты с манекенами. В частности, целью было разместить бомбу, которая нанесла бы вред пользователю, но не людям рядом.
«Если вы нажимаете кнопку, пострадает только террорист. Даже если рядом будет его жена или дочь, он единственный, кто получит ранение».
У устройств не было свойств слежения за владельцем — только бомба. Также там не было никаких интеллектуальных функций. Они могли только получать сообщения и имели несколько граммов взрывчатки.
«Естественно, это очень глупое устройство, именно поэтому они использовали их».
«Моссад» проводил тесты, чтобы подобрать звук, который заставит владельца достать пейджер из кармана. Проверялось, сколько времени потребуется пользователю, чтобы вытащить устройство для ответа — это примерно 7 секунд.
Агент вспоминает, что когда он показал руководителю пейджер, тот был разгневан — никто не купит такое большое устройство. Он был неудобным для ношения в кармане и тяжелым. Через две недели был найден выход: пейджер AR942 получил дополнительные полезные свойства. Он был прочным, пыле- и водонепроницаемым, имел большое время работы от батареи. Пейджер рекламировался в интернете, в видео и брошюрах, и стал чуть ли не лучшим на мировом рынке. Компания получала заказы от обычных потенциальных клиентов — но им не продавали, маскируя это большой ценой.
Несколько подставных компаний «Моссада», включая одну венгерскую, работали в партнерстве с Gold Apollo и помогали создавать взрывные пейджеры. Сама Gold Apollo не имела ни малейшего представления, что работает с «Моссадом», как и «Хезболла». Разведчики контролировали, что в их опыте ничего не выдавало назначение или происхождение устройства. «Моссад» нанял женщину из отдела продаж, с которой «Хезболла» работала ранее. Она предложила им первую партию пейджеров как бесплатный апгрейд.
В сентябре 2024 года «Хезболла» имела 5000 таких пейджеров — оставалось их активировать, решение об этом принял Давид Барнеа, директор «Моссада». Это произошло 17 сентября в 15.30 по местному времени. Боевики получили текст: «У вас есть зашифрованное сообщение. Чтобы расшифровать его, нажмите две кнопки одновременно». В случае, если это не делалось — устройство всё равно взрывалось, управляемое из Израиля.
На следующий день были активированы рации, которые «Хезболла» приобрела десять лет назад. Всего в результате акции погибло около 30 человек, в том числе двое детей. Намного больше были травмированы — это выводило их из строя, они требовали времени и средств на лечение. Акция навредила деятельности «Хезболлы», но прежде всего она должна была напугать врагов Израиля. Агент «Моссада» говорит, что несколько человек в бункере лидера движения Насраллы тоже получили сообщение — и взорвались на его глазах. Разведчик не называет источник этой информации, но говорит, что это «сильные слухи».