Шаткий путь самостоятельности: чего ждать Украине в случае остановки военной помощи от США
Шаткий путь самостоятельности: чего ждать Украине в случае остановки военной помощи от США

Шаткий путь самостоятельности: чего ждать Украине в случае остановки военной помощи от США

Шаткий путь самостоятельности: чего ждать Украине в случае остановки военной помощи от США

Без помощи США Украина сможет воевать как минимум до середины 2025 года. Такой прогноз недавно дал министр финансов Украины Сергей Марченко.

«Я думаю, что у нас достаточно средств, достаточно оружия, достаточно ракет и артиллерийских снарядов, чтобы сопротивляться по крайней мере до первой половины 2025 года. Мы обеспечим достаточные бюджетные ассигнования на закупку боеприпасов и необходимой военной техники в 2025 году», — сказал он.

Вместе с тем тревожным сигналом стало то, что НАТО решило взять на себя координацию военной помощи Украине, которой раньше занимались исключительно США.

ZN.UA решило подробно исследовать вопрос: какое будущее ждет Украину в случае полной остановки военной помощи от Соединенных Штатов Америки. Для этого мы пообщались с нашими источниками в нескольких силовых структурах, а также определили, от каких типов помощи из США Украина зависит больше всего.

Объем военной помощи Штатов с начала полномасштабного российского вторжения составляет около 63 млрд долл. В эту сумму входят более 20 млрд долл. в 2022 году (период после 24 февраля), более 23 млрд долл. в 2023-м и около 19,5 млрд долл. в 2024 году (включая уже объявленный в сентябре пакет на более чем 5 млрд долл.).

Среди переданной номенклатуры вооружения есть позиции, которые мы могли видеть почти в каждом пакете помощи: 155-мм снаряды, ракеты для HIMARS, БПЛА, ракеты для ПВО, заряды для стрелкового вооружения и полевое оборудование. То есть так называемые расходники. Также есть отдельные виды вооружения, которые предоставляются раз в несколько месяцев, или же вообще предоставлялись единожды за все время войны. Среди них — БМП Bradley, БТРы М113, гаубицы М777 и САУ М109. Оружие, предоставленное раз за все время войны, — 31 танк Abrams, о передаче которых объявили зимой 2023-го.

Поэтому возникает вопрос: а что же будет, если вся эта помощь будет прекращена моментально? Ответ на него можно дать вполне обоснованный и реалистичный, поскольку Украина уже была в ситуации, когда помощь от США не поступала в течение нескольких месяцев. Результаты более чем красноречивы.

Именно в промежутке между декабрем 2023 года и мартом 2024-го, когда в Конгрессе медлили с предоставлением нового пакета помощи Украине, Силы обороны потеряли контроль над Авдеевкой на Донетчине, тем самым дав возможность россиянам начать наступление на Покровск, продолжающееся до сих пор. Также в этот решающий момент, когда артиллерия ВСУ была вынуждена в разы снизить расход снарядов, россияне смогли точечно продвинуться вперед на многих участках фронта и положить начало штурмам в направлении Купянска, Угледара, Часового Яра и Белогоровки.

Впрочем, эта ситуация по большей части выровнялась в апреле-мае, после одобрения Конгрессом новой помощи для Украины. Продвижение врага в сторону Покровска остановить не удалось, но получилось значительно замедлить и заставить россиян тратить намного больше ресурсов. Возле Часового Яра враг вообще остановил штурмовые действия на достаточно долгое время, а фронт у Купянска оставался стабильным вплоть до конца лета.

А теперь представим, что США полностью прекратили или существенно уменьшили помощь Украине после прихода Трампа в Белый дом. Уже без перспективы восстановления на уровне, бывшем во времена Байдена. Как и какими силами Украина продолжит бороться в таких условиях?

Этот вопрос мы задали нашему источнику, имеющему отношение к ВПК, в одной из силовых структур. И получили сдержанный ответ: «Украина сможет вести войну дальше при условии предоставления США всего трех ключевых технологий для сдерживания врага».

«Украина может продолжать войну при поддержке стран ЕС, если она будет усилена. Как минимум, когда речь идет о снарядах и «расходниках» для ежедневного ведения боев, то страны Евросоюза могут покрыть большинство потребностей на поле боя. Например, закупка миллиона боеприпасов для Украины стоит около трех миллиардов долларов. И сами поставщики могли бы поставить намного больше боеприпасов при соответствующем финансировании», — говорит источник.

Но есть технологии, которыми Украину могут обеспечить исключительно США. Только по той причине, что они — владельцы производства и имеют права на конкретный вид вооружения или оборудования. Речь идет прежде всего о трех технологиях: ракеты Patriot PAC-3, ракеты для HIMARS и доступ к спутниковым, геопространственным разведданным и системе Starlink.

Ракеты Patriot PAC-3 обеспечивают перехват баллистических и аэробаллистических ракет типа «Искандер» и «Кинжал». Без этих ракет ПВО Украины просто не сможет защитить себя от российских ударов баллистикой по тылу и даже по столице. Альтернатива для Patriot — французский SAMP/T с ракетой Aster. Но, по данным источников ZN.UA, возможности этого комплекса (который есть на вооружении в количестве всего одной-двух батарей) довольно ограничены из-за нехватки ракет и комплектующих.

Ракеты GMLRS для системы HIMARS также являются критичным видом вооружения для Украины. Именно опасение ударов этой системой не дает россиянам размещать резервы и склады вооружений на глубине до 80 километров от линии фронта. Такое большое плечо логистики значительно усложняет ведение боевых действий и заставляет врага тратить много ресурсов на обеспечение своих штурмов.

Аналогов этой системы у стран ЕС нет: на вооружении Британии, Германии, Франции и Италии стоят РСЗО с таким же типом ракет, которые закупаются в США. У самой Украины есть разработка РСЗО «Вільха» с управляемой ракетой на дальность 70+ километров, но в современных условиях войны (под действием РЭБ и РЭР) эта система показала себя крайне сомнительно. К тому же она есть только в нескольких экземплярах и никогда не производилась серийно, а пуски этих ракет были, скорее, испытательными.

Также критично получение Украиной доступа к Starlink, спутниковым снимкам, координатам от американских разведывательных дронов Global Hawk и данных для наведения ракет Storm Shadow, SCALP и ATACMS. Без этой поддержки наши дальнобойные средства будут просто «слепыми», а фактическую монополию на эти данные имеют именно США.

Следовательно, при условии продолжения поставки этих критичных для Украины видов помощи Силы обороны смогут противостоять врагу и в дальнейшем. Вместе с тем источники ZN.UA в Главном управлении разведки рассматривают три сценария хода событий после прихода к власти Трампа. Среди них: полная остановка помощи, уменьшение ее количества и наоборот — усиление в случае отказа России от мирных переговоров.

На первый из этих вариантов дают довольно небольшой процент вероятности. Это объясняют как субъективными причинами, так и объективными, ведь помощь Украине дает США новые рабочие места, пополнение собственных арсеналов и увеличение престижа на мировом рынке вооружений.

Но в случае реализации самого плохого сценария Украина все равно имеет пространство для маневра, хотя оно и довольно шаткое. Обеспечить его можно только постоянным развитием отечественного ВПК с привлечением европейских средств, а также усилением прямой поставки оружия из стран ЕС, говорит источник ZN.UA в руководстве военно-промышленного комплекса.

Одна из главных возможностей, уже сейчас стоящих перед Украиной, — привлечение финансирования ВПК по «датской модели», то есть получение средств непосредственно для производителей, которые могут изготовить нужные виды вооружения в намного более короткие сроки и значительно дешевле, чем европейские компании.

Хорошим примером здесь является изготовление партии САУ «Богдана» в сентябре этого года. Тогда с момента финансирования Данией производства 18 новых САУ до поставки их войску прошло меньше двух месяцев. Не имея права разглашать детали, задам риторический вопрос: а какова скорость изготовления ударных БПЛА, разведывательных дронов, легких бронемашин и снарядов, если 18 САУ мы можем сделать за два месяца?

По данным наших источников в ВПК, на сегодняшний день Украина может вырабатывать серийно и в значительных количествах:

— легкую бронетехнику (БТР-4 и MRAPы разных моделей);

— буксированную и самоходную артиллерию;

— разведывательные и ударные БПЛА десятков разных моделей;

— противотанковые ракетные комплексы;

— снаряды и мины;

— стрелковое оружие и боеприпасы к нему.

Украина может восстанавливать:

— всю линейку советской артиллерии;

— танки производства СССР и стран Варшавского договора (в частности бывшей Югославии);

— БМП-1 и БМП-2 с установкой современных боевых модулей «Спис» и «Грім»;

— БТРи M113, часто прибывающие с хранения в странах ЕС в крайне плохом техническом состоянии.

В Украине есть разработки:

— крылатых ракет большой дальности;

— баллистических ракет сразу нескольких образцов;

— собственных управляемых авиабомб;

— ЗРК с ракетами против аэродинамических целей (самолеты, вертолеты, дроны, крылатые ракеты).

При условии увеличения финансирования украинского ВПК из-за границы производство и разработка всех этих систем могут быть увеличены в кратное количество раз, ведь существующие мощности загружены далеко не полностью. Ключевой вопрос, стоящий уже сейчас, — поставки порохов, взрывчатки, ракетного топлива и металлов, производящихся в странах ЕС.

Однозначно Украина зависима от помощи США и не сможет быстро выполнить все указанные выше шаги в сжатые сроки в случае отказа от поставки всех типов вооружений новой администрацией Трампа. Но долгосрочная зависимость нашей страны от помощи из-за океана есть только в нескольких ключевых компонентах, указанных выше.

Впрочем, ни в коем случае не стоит забывать: танки никогда не будут стрелять без наводчика и механика-водителя внутри, артиллерия не сможет уничтожить цели без своего экипажа, а применить новые ПТРК и минометы нельзя будет без обученных операторов. Главная проблема Украины, требующая решения на сегодняшний день, — это люди. И в этом компоненте нашему государству никак не помогут европейские или заокеанские партнеры. Здесь Украине можем помочь исключительно мы сами.

Источник материала
loader
loader