Кто и зачем рвет кабели на дне Балтийского моря, или Шпионские игры теневого флота РФ
Кто и зачем рвет кабели на дне Балтийского моря, или Шпионские игры теневого флота РФ

Кто и зачем рвет кабели на дне Балтийского моря, или Шпионские игры теневого флота РФ

Медленно, но верно раскручивается история обрыва подводных электрокабелей в Балтийском море. Вполне возможно, что после расследования инцидент перейдет из разряда морских происшествий в шпионский скандал. Коротко про – о кораблях-тенях, прослушках в чемоданах и смене капитанов корабля.

Снова якорь

Итак, днем 25 декабря, когда Европа отмечала Рождество, финская энергокомпания Fingrid, в чьем ведении находятся все электросети страны, обнаружила сбой на подводном силовом кабеле Estlink 2, который качал электричество между Эстонией и Финляндией. Спокойные и уравновешенные до этого финны из Fingrid не смогли сдержать эмоций – за последние два месяца это был уже третий или четвертый сбой. Поэтому случайность и вероятность исключили, а сразу подумали о диверсии.

Через несколько часов предположения подтвердились: обнаружились повреждения еще четырех кабелей, причем два их них были полностью оборваны. Но оставить Финляндию и Эстонию без света неизвестным не удалось: у кабеля Estlink 2 есть брат-близнец Estlink 1, правда, меньшей мощности, но зато работающий без проблем.

Национальное бюро расследований Финляндии в полном составе встало из-за рождественского стола и уже к вечеру доложило: предварительно, повреждение подводного кабеля Estlink 2 было вызвано якорем нефтяного танкера российского теневого флота Eagle S. Проще говоря, судно опустило якорь на дно и продолжало двигаться, а якорь, словно грабли, драл морское дно, естественно, зацепив и повредив электрокабели.

Простота и элегантность исполнения этого трюка были опробованы морскими негодяями уже не раз: в ноябре и начале декабря точно так же, якорем, рвались коммуникации в других местах Балтии – тогда досталось Швеции, Германии и Литве.

Финны заглянули в интернет-сервис мониторинга морского движения Marinetraffic и обнаружили, что возле места порыва кабеля находился танкер Eagle S под флагом Островов Кука, направлявшийся из российского Санкт-Петербурга в Египет. Был там еще и контейнеровоз Xin Xin Tian 2 под флагом Гонконга, но «Орел С» вызвал больше вопросов и подозрений своим поведением. Мало того что находился рядом с местом Х, так еще и сбросил скорость зачем-то сразу после того, как обнаружилось повреждение, потом развернулся, шел назад, потом снова вперед… Для танкеров не самая нормальная траектория.

Всем выплыть из тени!

Финская полиция задержала танкер Eagle S (в некоторых источниках сообщалось, что судно было взято на абордаж) и препроводила в порт Порвоо с формулировкой «в связи с предполагаемой российской диверсией под водой». Экипаж судна, состоящий из граждан Грузии и Индии, отправился на допрос, капитан является главным подозреваемым. И кстати, якоря на судне не обнаружилось, и где он – команда ответить затруднилась.

Из интересного тут не только факт «пахоты» якорем морского дня с повреждением кабелей. Отдельно можно рассказать о корабле, который был признан «представителем теневого флота РФ».

Говоря простым языком, теневой флот придуман для обхода санкций. Идея не российская, а пришла из Венесуэлы, Ирана, Северной Кореи – стран, находящихся под санкциями. Задачей теневого флота является транспортировка нефти и сжиженного газа из подсанкционных стран. Использование теневого флота позволяет, в частности, России продавать нефть выше ценового предела в 60 долларов за баррель.

Обычно это суда старше 15 лет, истинный владелец которых неизвестен. Они нарушают кучу морских законов и при этом нигде не застрахованы (либо в неизвестных компаниях). В случае инцидентов расходы по решению возникших проблем ложатся на налогоплательщиков тех стран, в водах которых произошли эти инциденты. Владельцы судов теневого флота находятся на территории африканских или азиатских государств либо скрывают свои персональные данные.

Вот и «Орел С» под флагом Островов Кука был не чем иным, как старой посудиной, которую финны корректно назвали «представляющей угрозу экологии».

О теневом флоте знают все, но особо попыток прекратить не совсем легальную транспортировку и продажу нефти не было. Только после инцидента в Балтийском море США заговорили о введении санкций и против теневого флота РФ.

Жизни экипажа угрожали, поэтому они молчали

Если бы просто этим дело ограничилось, об этом инциденте могли бы уже и подзабыть. Но в ходе обследования корабля было найдено шпионское оборудование – устройства слежения. Как сообщает Lloyd`s List, передающие и приемные устройства позволили ему стать «шпионским кораблем» России.

- Источник, знакомый с судном, который еще семь месяцев назад оказывал ему коммерческие морские услуги, сообщил, что высокотехнологичное оборудование на борту было нетипичным для торгового судна и потребляло больше электроэнергии от судового генератора, что приводило к многочисленным отключениям электроэнергии, - сообщает «Список Ллойда». – Также источник предоставил дополнительную информацию, что на борту Eagle S было обнаружено постороннее лицо, не являющееся моряком. 

По информации издания, прослушивающее и записывающее оборудование было доставлено на 20-летний танкер в «огромных переносных чемоданах» вместе со «множеством ноутбуков» с клавиатурами для турецкого и русского языков при заходах в Турцию и Россию.

- Они следили за всеми кораблями и самолетами ВМС НАТО, - сообщили Lloyd's List. - Этим управляли русские, турецкие и индийские радисты. Eagle S также сбросил «устройства сенсорного типа» в пролив Ла-Манш во время транзита. Экипаж Eagle S, должно быть, знал о шпионской деятельности, поскольку это невозможно было скрыть, но их жизни угрожали, поэтому все молчали. Когда появились вопросы, была произведена замена капитана.

Очень похоже на прямое обвинение России в шпионаже. Правда, «выхлопа» от этого обвинения традиционно будет ноль - формально танкеры РФ не принадлежат. А вот санкции и противодействие теневому флоту могут ударить по самому больному месту – по кошельку, куда текут доходы от продажи нефти вовсе не за 60 долларов за баррель. И тот, кто это сделает – США или ЕС, – получит неплохой рычаг давления на Россию и Путина для дальнейших переговоров о завершении войны.

В противном случае обиженная на страны Балтии Россия будет продолжать совершать диверсии. В ноябре нефтяной танкер повредил три коммуникационных кабеля связи между Эстонией и Финляндией в Финском заливе. В начале декабря неизвестные перерезали в Европе интернет-кабель, соединяющий Швецию и Финляндию. До этого в Балтийском море оборвали кабель связи между Финляндией и Германией, а также еще один - между Швецией и Литвой.

Да, один из виновников найден – китайский сухогруз, который «отработал» кабели своим якорем, точь-в-точь как несколько дней назад российский танкер. Случайности? Да уж какие тут случайности, если в момент волочения якоря судно зачем-то отключило транспондер. Борозды по дну длиной в 100-200 километров – это не случайности и не ошибки капитанов, а целенаправленные акции запугивания.

И именно поэтому НАТО увеличивает военное присутствие в Балтийском море из-за «возможного саботажа в отношении подводных кабелей». Если это было целью РФ – что ж, все удалось. Если нет – то что же? Кремль традиционно молчит, впрочем, его мнение уже никого особо не интересует.

Источник материала
loader
loader